ПРАВО.ru
Обзор практики ВС
17 февраля 2021, 19:49

Выплаты медикам и мораторий в пандемию: коронавирусный Обзор ВС

Выплаты медикам и мораторий в пандемию: коронавирусный Обзор ВС
Верховный суд разъясняет, что право на коронавирусные выплаты имеют все сотрудники медучреждения, которые при выполнении своих должностных обязанностей контактировали с больными. При этом сам по себе факт пандемии нельзя считать основанием, чтобы не платить налоги в срок. А уголовное дело в такой период можно рассмотреть по видеоконференцсвязи, даже если одна из сторон возражает, если того требует соблюдение карантинных мер. Кроме того, ВС подчеркнул, когда судьи должны вернуть обратно протоколы, составленные в отношении нарушителей антикоронавирусных правил.
Общие вопросы
1
Имеют ли право на правительственные «коронавирусные» выплаты медики, которые не занимались непосредственно медпомощью больным COVID-19?

Право на выплаты имеют те, кто контактировал с больными с подтвержденным диагнозом «коронавирус», когда выполнял свои должностные обязанности, даже если это не была помощь по диагностике и лечению COVID-19, разъяснил Верховный суд. Это могут быть врачи, средний медперсонал, фельдшеры, медсестры и водители скорой помощи.

2
Ограничительные меры из-за коронавируса — это повод приостановить исполпроизводство или нет?

Невозможность совершить исполнительные действия из-за ограничительных мер — это основание отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения согласно ст. 28 закона об исполпроизводстве (допускает отложение на срок до 10 дней). На больший срок производство возможно отложить, если должник не может участвовать в исполнительных действиях или иначе реализовывать свои права (в том числе на основании ст. 39 закона об исполпроизводстве, где говорится о приостановлениях по решению суда).

3
Действует ли мораторий на неустойку, которую по решения суда взыскали с застройщика за нарушение срока передачи объекта, на будущее время?

Да, при определении размера неустойки период с 3 апреля 2020 года по 1 января 2021 года не включается.

4
Пандемия — это уважительная причина, чтобы не платить налоги в срок? Нужно ли начислять за период просрочки пени?

Сама по себе пандемия не является основанием для переноса срока уплаты налогов и освобождения от пени.

5
Обязателен ли досудебный порядок, если предприниматели из наиболее пострадавших отраслей пытаются оспорить отказ в предоставлении субсидий?

Нет, в таком случае он не применяется.

Коронавирус и туристы
6
Обязателен ли досудебный порядок при взыскании денег за путевку, если отпуск сорвался из-за коронавируса?

Если поездка не состоялась из-за пандемии, то не обязателен. Турист сразу может обращаться в суд (по истечении срока, указанного в постановлении Правительства от 20 июля 2020 года №1073).

7
Можно ли считать, что человек находится в трудной жизненной ситуации, если ее период не полностью совпадает с временем действия правительственного постановления от 20 июля 2020 года №1073?

Трудная жизненная ситуация — это:

  • инвалидность;
  • нетрудоспособность более двух месяцев подряд;
  • регистрация в качестве безработного в службе занятости.

Эти обстоятельства должны произойти частично или полностью в период действия положения, дата их начала не имеет значения. Например, для возврата денег за путевку в течение 90 дней нужно, чтобы был превышен двухмесячный срок временной нетрудоспособности. При этом часть которого (даже один день) была с 24 июля 2020 года.

8
Важен ли возраст всех, кто заказывал путевку, если деньги за нее хочет вернуть 65-летний турист?

Нет, возраст других туристов, от имени которых была заказана путевка, не имеет значения.

9
Могут ли инвалиды и многодетные семьи вернуть провозную плату, если на момент заключения договора такого статуса они не имели?

Да, могут.

10
Должен ли перевозчик заплатить компенсацию, если он отказался возвращать пассажиру деньги за билет в течение срока, установленного законом?

Нет, не должен.

Уголовная и административная ответственность
11
Можно ли привлечь к ответственности по ст. 236 УК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) граждан, которые больны COVID-19 или тех, кто с ними контактировал?

Да, можно, если они знают, что заражены или что контактировали с инфицированным, но при этом нарушают карантин, посещают общественные места и тому подобное. Но для этого нужно, чтобы из-за их пренебрежения правилами наступили последствия, перечисленные в ст. 236 УК (массовое заболевание, реальная угроза его наступления, смерть одного или нескольких человек).

12
Может ли после 12 мая суд по уголовному делу или материалу, которое требует безотлагательного рассмотрения, провести заседание по видеоконференцсвязи?

Да, может. В постановлении о назначении заседания суд должен пояснить, почему это дело или материал нужно рассмотреть безотлагательно. Он также обязан организовать слушание таким образом, чтобы процесс отвечал требованиям справедливого разбирательства. В частности, у обвиняемого, равно как и у потерпевшего, должна быть возможность следить за ходом процесса, видеть и слышать участников заседания, задавать им вопросы, быть заслушанным сторонами и судом. А обвиняемый при этом должен иметь возможность конфиденциально общаться со своим защитником, например, по телефону.

13
Может ли суд в период режима повышенной готовности рассмотреть вопрос об аресте подозреваемого (обвиняемого) по видеоконференцсвязи?

Может, если признает, что вопрос требует безотлагательного рассмотрения. Но при этом суд должен организовать процесс таким образом, чтобы он соответствовал требованиям справедливого разбирательства.

14
Вправе ли суд рассмотреть уголовное дело или материал с использованием видеоконференцсвязи, если сторона возражает?

Да. 

15
Если в период режима повышенной готовности суд по видеоконференцсвязи рассматривает материалы, относящиеся к судебному контролю в досудебном производстве или к исполнению приговора, кто удостоверяет личность заявителя? 

Удостоверить личность заявителя или иного участника процесса в таком случае может не только судья, но и его помощник, а также секретарь судебного заседания.

16
Если действуют антикоронавирусные ограничения, может ли суд закрыть заседание по уголовному делу из соображений санитарно- эпидемиологической безопасности?

Нет, не может. 

17
Может ли суд переквалифицировать действия лица, которого привлекают к «административке» по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, на ч. 1 ст. 20.61 КоАП?

Да, может, поскольку обе статьи содержат один родовой объект и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП предусматривает менее строгую санкцию, чем ч. 2 ст. 6.3 КоАП.

18
Если отменяется акт, регулирующий режим повышенной готовности, или из него исключаются какие-то положения, то это может стать основанием для прекращения производства по делу в отношении нарушителя таких правил (ст. 20.61 КоАП)?

Да. Кроме того, такая ситуация позволяет отменить уже вынесенное постановление по подобному делу.  

19
Перестает ли течь срок для самостоятельного выдворения во время действия антикоронавирусных мер в России?

Пятидневный срок, который дается нарушителям из числа иностранных граждан или лиц без гражданства на самостоятельное выдворение из России, не течет с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. Следовательно, если они не выехали из нашей страны в этот промежуток времени, то штрафовать их за нарушение порядка выдворения нельзя.  

20
Если материалы административного дела не позволяют индентифицировать нарушителя антикоронавирусных мер, то судья должен вернуть эти бумаги обратно их составителю?

Да, должен.

21
А если в материалах административного дела в отношении нарушителя антикоронавирусных мер всего лишь нет данных о том, куда надо платить штраф, то тоже надо возвращать протокол?

Нет. Тут уже судья может сам исправить эту ошибку, рассматривая дело.

22
Нужно ли откладывать заседание по административке из-за того, что защитник участника этого процесса оказался на карантине?

Этот вопрос судам надо решать индивидуально. Судье необходимо учесть все обстоятельства дела и разъяснить привлекаемому к административной ответственности, что тот может привести в суд другого представителя.

Источник: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3