ПРАВО.ru
Практика
19 июля 2021, 16:37

Уменьшаем нагрузку на суды: онлайн-сервисы по досудебному решению споров

Уменьшаем нагрузку на суды: онлайн-сервисы по досудебному решению споров
Весной этого года правительство предложило создать онлайн-сервис для досудебного урегулирования потребительских споров. Когда такой сервис заработает и заработает ли он вообще пока неясно. Вместе с тем уже сейчас на российском рынке есть негосударственные онлайн-площадки, которые помогают своим пользователям без суда решать конфликты с их контрагентами. Такие площадки используют механизм публичных претензий. Подобные претензии плохо сказываются на репутации их адресатов и вынуждают компании решать вопросы мирно.

В 2017 году президент Владимир Путин поручил правительству разработать систему досудебного урегулирования потребительских споров. Кабмин выполнил поручение и в марте этого года внес в Госдуму законопроект, предусматривающий создание специального онлайн-сервиса.

Предполагается, что онлайн-сервис станет частью портала «Госуслуги». На нем потребители смогут предъявлять свои требования продавцам, изготовителям, исполнителям, уполномоченным организациям, ИП, импортерам и владельцам агрегаторов, а также отслеживать ход их рассмотрения. При этом сервис будет хранить всю информацию, которой обменивались стороны, и предоставлять ее по запросу. В определенных случаях у пользователей также будет возможность привлекать к урегулированию спора экспертов, специалистов, медиаторов и других независимых лиц. Их труд нужно будет оплачивать отдельно, в то время как самим сервисом можно будет пользоваться бесплатно.

Ожидается, правда, что у цифрового новшества будет ряд ограничений:

  • с помощью сервиса будут рассматриваться только споры, касающиеся продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг через Интернет;
  • его действие не будет распространяться на споры, которые по закону должен рассматривать финомбудсмен;
  • возможность направлять требования через онлайн-сервис должна быть прямо предусмотрена договором или доведена до потребителя другим способом. Если потребитель воспользовался ею, то он не может предъявлять претензию в иной форме (например, письменной).

«Идеальный» исход для такого онлайн-спора – соглашение между сторонами, которое предусматривает конкретный способ удовлетворения требований потребителя. Если же стороны все же не смогли договориться, то следующим этапом может стать судебное разбирательство.

Когда заработает новый онлайн-сервис – неизвестно. Правительственный законопроект прошел пока только первое чтение. К тому же сам документ предусматривает вступление в силу не сразу после официального опубликования, а только через 270 дней. Вместе с тем на российском рынке уже сейчас можно встретить негосударственные сервисы, предлагающие схожий функционал.


Биржа АТИ

Один из таких сервисов – площадка для обмена информации между участниками рынка автомобильных грузоперевозок «АвтоТрансИнфо». Портал позволяет перевозчикам найти грузы, а грузоотправителям – транспорт. Но на этом возможности площадки не заканчиваются. На ней также можно застраховать груз, проверить потенциального контрагента на добросовестность и даже попытаться мирно урегулировать возникший спор.

Чтобы воспользоваться последней функцией, сначала нужно разместить претензию, подкрепив ее необходимыми документами. Спустя несколько дней после добавления претензию опубликуют в паспорте ее адресата с пометкой «Опубликована, не проверена». С этого момента она будет доступна и другим участникам площадки. Затем претензию проверит модератор сайта, изменив ее статус на «Одобрена» либо «Отклонена». При этом у получателя есть возможность оспорить притязания своего контрагента.

Если же фирма согласна с требованиями, она может их удовлетворить и прикрепить подтверждающие документы. В таком случае модераторы сайта удалят претензию. Для этого, правда, придется еще заплатить сервису за урегулирование спора (публикация требований, кстати, тоже платная). Неурегулированные претензии сказываются на рейтинге компании, и, следовательно, на доверии потенциальных контрагентов.

Это является дополнительным стимулом для быстрого решения конфликтов, которого, судя по всему, не будет на «Госуслугах» – из текущей версии правительственного законопроекта не следует, что претензии будут доступны кому-то, кроме сторон спора.


Портал InJust

Негосударственный общественно-правовой портал InJust, так же как «АвтоТрансИнфо», использует механизм публичных претензий. В то же время от предыдущих двух сервисов его существенно отличает широта применения. Пользователи InJust могут выставлять открытые претензии любым контрагентам и по любым договорам, а также оставлять не анонимные отзывы.

Вообще отсутствие анонимности – один из главных принципов работы портала. Размещать любую информацию на площадке могут только идентифицированные пользователи, подтвердившие свою личность и полномочия усиленной квалифицированной подписью или аккаунтом на «Госуслугах».

Открытые претензии на InJust работают следующим образом:

  • если контрагент фирмы нарушает договоренности, она выставляет на портал претензию, подтверждая ее соответствующими документами;
  • если адресат претензии удовлетворяет ее в течение 10 дней, ее отзывает либо сам автор, либо модератор;
  • если требования остаются без ответа, то претензия становится публичной – ее могут увидеть все пользователи;
  • если же адресат претензии не согласен с притязаниями своего контрагента, он может предоставить документы, которые опровергают опубликованную информацию. В таком случае претензию оценивает экспертный совет портала.

Как и в случае с «АвтоТрансИнфо», публичные претензии сказываются на репутации их получателей. Причем не только самой фирмы, но и ее руководства. Алгоритмы InJust настроены таким образом, что неурегулированные претензии влияют на рейтинг как самой компании, так и лиц, которые принимают в ней решения. Это позволяет бороться с теми, кто предпочитает не расплачиваться с долгами, а просто открывать новые фирмы.