ПРАВО.ru
Сюжеты
10 января 2014, 12:52

ЕСПЧ присудил рекордную компенсацию в деле против России

ЕСПЧ присудил рекордную компенсацию в деле против России
Фото с сайта www.warchechnya.ru

1,9 млн евро присудил Европейский суд по правам человека 90 чеченцам, которые пожаловались на похищение их родственников людьми очень похожими на федералов. Такая компенсация в рамках одного дела стала самой крупной в истории Страсбургского суда. Два других "российских" дела имели медицинский уклон. В одном заключенный с эпилепсией жаловался на неадекватное лечение, в другом заявитель требовал 10  млн руб. за то, что его заразили в тюрьме ВИЧ.

Пицаева и другие против России

Предыстория: Заявителями жалобы по этому делу стали 90 россиян, чьи близкие родственники были похищены в Чечне в период с 2000 по 2006 г. Всего для рассмотрения было объединено 20 эпизодов, в результате которых без вести пропали 36 человек. Все истории практически идентичны: преимущественно ночью неизвестные люди в камуфляжной форме приезжают на бронетранспортерах и обыскивают с оружием жилище, проверяют документы у всех присутствующих и уводят с собой одного или нескольких человек, которые потом пропадают навсегда. В каждом случае прокуратура начинает расследование, однако ни разу оно не принесло каких-либо результатов.

Позиции сторон: Родственники уверены, что их близких похищали федералы. Ночные гости были одеты в форму российской армии, приезжали на военных машинах, разговаривали по-русски без акцента, а действовали так, словно участвуют в заранее подготовленной и спланированной операции. Представители России в ЕСПЧ не стали отрицать озвученные заявителями факты, однако настаивали, что нельзя с полной уверенностью утверждать о принадлежности похитителей к российской армии.

Решение суда: Учитывая характер исчезновения близких заявителей, а также прошедшее с того момента время и отсутствие официальной версии каждого инцидента, Страсбургский суд в рамках данного дела посчитал всех похищенных погибшими и признал нарушение ст. 2 Конвенции по правам человека (право на жизнь). Ссылаясь на дело "Аслаханова и другие против России" (разрешено в декабре 2012 года), судьи пишут, что само по себе расследование уголовного преступления не может считаться инструментом правовой защиты, если речь идет о событиях на Северном Кавказе в 1999—2006 гг. Тогда суд пришел к выводу о наличии систематической проблемы с работой по аналогичным делам: правоохранители реагируют слишком медленно, игнорируются даже базовые следственные мероприятия, нарушаются все процессуальные сроки, версия о причастности федералов никогда официально не изучается.

Таким образом, ЕСПЧ признает агентов государства ответственными за судьбы пропавших и фиксирует нарушение также ст. 3 Конвенции (запрет пыток и другого бесчеловечного обращения) в отношении их родственников, которые были вынуждены провести многие годы, не зная, что на самом деле произошло с их близкими. В соответствии с предыдущими выводами, судьи установили дополнительно нарушения ст. 5 и 13 (право на свободу и безопасность и право на эффективное средство правовой защиты).

Размер компенсации по этому делу стал для Страсбургского суда рекордным. В общей сложности заявители получат 1,9 млн евро плюс покрытие представительских расходов. Порядок выплат каждой семье зависит от конкретных обстоятельств и варьируется в пределах от 30 000 до 300 000 евро.

Буданов против России

Предыстория: Еще в 2001 году у Юрия Буданова (полный тезка убитого экс-полковника) определили эпилептический синдром с нарушением работы головного мозга и присвоили ему инвалидность II группы. Спустя четыре года Моршанский районный суд (Тамбовская область) приговорил его к 10 годам колонии за убийство, совершенное после пьяной ссоры. В заключении состояние Буданова систематически ухудшалось — он жаловался на тошноту и головные боли, случались с ним и припадки. Медицинскую помощь заявителю оказывали, но, по его мнению, в недостаточном объеме.

Позиции сторон: Буданов утверждал, что большую часть времени им занимались только тюремный фельдшер и психиатр, хотя на самом деле ему нужна была помощь квалифицированного невропатолога. Администрация также отказалась отправить его на операцию. Юристы со стороны РФ перечисляли многочисленные процедуры и анализы, которые проходил заявитель, отмечая также, что его состояние позволило даже снять инвалидность в 2010 году.

Решение суда: История болезни, которую изучили в ЕСПЧ, указывает, что невропатолог посетил Буданова лишь спустя шесть месяцев заключения, сканирования головного мозга он добивался четыре года, экспертиза хирурга была произведена без его присутствия — документы просто отправили в госпиталь им. Бурденко. Судьи даже нашли период продолжительностью в 12 месяцев, когда заявитель не мог добиться хотя бы одного визита со стороны квалифицированного врача. Такая неторопливость привела к нарушению в отношении Буданова ст. 3 Конвенции, заключили в Страсбурге. Компенсация Буданову составит 15 000 евро.

Горелов против России

Предыстория: Виктор Горелов из Новосибирской области в 2008 году был осужден на 9 лет и 3 месяца за разбой, а в 2011-м — на три года за мошенничество. На третий год его заключения у заявителя обнаружили ВИЧ, хотя ранее сделанные в тюрьме анализы давали отрицательный результат. По мнению Горелова, к заражению привела халатность медперсонала.

Позиции сторон: У автора жалобы все тело покрыто татуировками, во время их нанесения он вполне мог заразиться, указали представители правительства РФ в Страсбурге. К тому же Горелов был склонен к членовредительству, что также несло риск получить инфекцию. Заявитель же говорил, что свои тату сделал до 1985 года, а при поступлении в исправительное учреждение все они в обязательном порядке переписываются. Если поднять записи, утверждал он, то легко увидеть, что новых наколок на его теле не появилось. Версию о нанесенных себе порезах Горелов также отметает, потому что в камере нельзя было держать острые предметы. 

Решение суда: ЕСПЧ в данному случае посчитал доказательную базу обеих сторон крайне скудной и противоречивой, поэтому постановил, что нарушения по ст. 2 Конвенции по существу в деле не было. Однако нарушение обнаружилось в процедурном аспекте. Расследование случившегося в тюрьме ЧП, несмотря на обращения Горелова как в суд с гражданским иском, так и в прокуратуру, долго не возбуждали, а допросить самого пострадавшего решили только спустя два года. Заявитель требовал 10 млн руб., однако компенсация составит почти в 10 раз меньшую сумму — 20 000 евро.