ПРАВО.ru
Тест
15 марта 2019, 8:18

Coca-Cola, Apple и McDonald’s: тест по интеллектуальному праву

Coca-Cola, Apple и McDonald’s: тест по интеллектуальному праву
В России зарегистрировано почти полмиллиона товарных знаков, но о подавляющем большинстве из них вы ничего не знаете. Зато наверняка знаете каждый из двух сотен общеизвестных товарных знаков. Что еще нужно о них знать? Общеизвестный товарный знак очень сложно зарегистрировать, но в то же время он дает ряд преимуществ: его никогда не сможет использовать кто-то другой – даже на товарах, которые правообладатель не производит.

Попытайтесь угадать (или вспомнить!), какие знакомые бренды доказали общеизвестность своего торгового знака и добились его включения в реестр Роспатента. А заодно узнайте, через что некоторым из них для этого пришлось пройти.

Если совсем не справитесь, приходите 16 апреля на нашу конференцию «Интеллектуальная собственность-2019» и там все объяснят.

Начать тест

/

Начнем с простого. Напиток «Кока-Кола» продают почти во всех странах мира, но признали ли его общеизвестным в России?

  • Да, «Кока-Кола» — общеизвестный товарный знак
    «Кока-Кола» в реестре Роспатента, конечно же, есть. Самый известный напиток в мире после воды попал в него еще в 2001 году – и стал одним из первых брендов, которому это удалось.
  • «Кола» вредная, а значит, ее нет в реестре Роспатента
  • «Кока-Кола» ушла из России, и её товарный знак вычеркнули из реестра
Дальше

Ульяновский автомобильный завод был основан в июле 1941 года после эвакуации специалистов со столичного Завода имени Лихачёва, чтобы им было где работать. После войны он начал производить грузовые, а потом и легковые автомобили – так, с конвейера ульяновского завода выезжали легендарные «Буханки» и «Патриоты». Но имеет ли бренд UAZ статус общеизвестного?

  • UAZ включили в реестр совсем недавно
    Ульяновский автомобильный завод добился признания своего товарного знака UAZ общеизвестным лишь недавно — в конце 2018 года. Процесс был долгим: сперва Роспатент отказался включать знак в реестр, но в середине 2018 года Президиум Суда по интеллектуальным правам (дело )№ СИП-250/2018) заставил ведомство рассмотреть заявление еще раз. И в конце декабря 2018 года товарный знак UAZ наконец стал общеизвестным. А вот «кириллический» бренд УАЗ был признан общеизвестным несколько раньше — еще в 2017 году.
  • Нет, Роспатент до сих пор не признал его общеизвестным
  • UAZ в этом списке давным-давно
Дальше

Мороженое «Магнат» появилось на российском рынке больше 15 лет назад. По данным соцопроса, проведенного в 2017 году, за это время «Магнат» стал самым узнаваемым брендом мороженого. А в реестре он есть?

  • Да, конечно
  • Нет, никакого мороженого в реестре нет
    Производитель мороженого «Магнат», компания «Юнилевер Русь», не регистрировала свой товарный знак как общеизвестный. Но когда компания «Геккон трейд» в 2018 году подала иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в отношении части товаров, Суд по интеллектуальным правам в деле № СИП-152/2018 по сути признал широкую известность мороженого «Магнат» — и отказал заявителю, который хотел продавать под этим брендом кофе. Кстати, «48 копеек» в реестре нет.
  • Единственное общеизвестное мороженое — пломбир «48 копеек»
Дальше

Производитель главных российских самолетов «Ту» в 2017 году подал заявление о признании товарного знака «Туполев» общеизвестным. Но согласился ли с его общеизвестностью Роспатент?

  • Да, Роспатент внес «Туполева» в реестр
  • Нет, Роспатент отказал
    Роспатент «Туполеву» отказал. После этого компания обратилась в Суд по интеллектуальным правам и добилась успеха там (дело № СИП-250/2018). В июле 2018 года суд обязал патентное ведомство повторно рассмотреть заявление компании о признании товарного знака общеизвестным. Впрочем, радость правообладателя была недолгой — в феврале 2019 года Президиум СИП отменил это решение и направил спор на второй круг.
  • Роспатент согласился, но конкуренты оспорили это в суде
Дальше

Это – логотип метро Санкт-Петербурга. Его признали общеизвестным?

  • Да, признали
  • Нет, не признали
    Это логотип Петербургского метрополитена — самого глубокого метро в мире. И ГУП «Петербургский метрополитен» сделал многое для того, чтобы этот товарный знак признали общеизвестным. Предприятие доказывало, что коль скоро Санкт-Петербург — это туристическая столица России, то и известен он по всей России. Роспатент с этим не согласился, потому что товарный знак по сути используется только в одном городе и за его пределами неизвестен. А также указал, что буква «М» — это общепринятое сокращение слова «метро» или «метрополитен» и используется в качестве обозначения вида транспорта, а не конкретной системы. Но Суд по интеллектуальным правам и его Президиум в деле № СИП-437/2018 решили, что заявку ГУП нужно пересмотреть, а потому она вернулась к Роспатенту и сейчас ждет своего часа. А мы ждем всех 16 апреля на конференции «Интеллектуальная собственность-2019».
  • Вообще-то, это логотип метро Нижнего Новгорода!
Дальше

С питерским метро разобрались. А это – логотип Московского метрополитена. Нашлось ли ему место в реестре Роспатента?

  • Да, этот товарный знак давно в списке общеизвестных
  • Нет. И вообще, он слишком часто меняется
    Логотипа Московского метрополитена в реестре общеизвестных товарных знаков нет. Более того, последнюю версию логотипа Мосметро — красную букву М в булавке — зарегистрировали как товарный знак столичного метрополитена только в 2016 году.
  • Постойте-ка. У московского метро другой логотип!
Дальше

Не будем далеко уходить от буквы М. Логотип «Макдоналдс» – общеизвестный товарный знак?

  • Ну уж «Макдоналдс»-то точно общеизвестный!
  • «Макдоналдса» нет в реестре
    Как и другие М в этом опросе, логотип Макдоналдса не признан в России общеизвестным товарным знаком. А недавно сеть ресторанов еще и проиграла суд за товарный знак Big Mac. Правда, только в Европе.
  • Его удалили из реестра после того, как компания отказалась работать в Крыму
Дальше

Под брендом «Ушастый нянь» компания «Невская косметика» с начала 2000-х производит детскую косметику, рекламу которой вы ни разу не видели по телевизору и не слышали по радио – это принципиальная позиция бренда. Помешало ли это общеизвестности бренда?

  • Ушастый кто?
  • Не помешало. Это общеизвестный бренд
    «Ушастый нянь» смог добиться признания своей общеизвестности без рекламы по телевизору и на радио — и это один из редких таких случаев в практике, если вообще не единственный. В начале 2018 года Суд по интеллектуальным правам согласился с решением Роспатента и отказался признавать общеизвестность «Ушастого няня». Причиной тому стало как раз отсутствие документов о рекламе его продукции на радио и телевидении. Президиум СИП решение пересмотрел: иные средства рекламы также могут обеспечивать высокий уровень охвата целевой аудитории, указал суд по делу № СИП-684/2018. В феврале 2019 года Роспатент внес «Ушастого няня» в реестр — и на сегодняшний день это последний, 202-й товарный знак в списке. Кстати, раз речь зашла о рекламе: 16 апреля «Право.ru» проведет конференцию «Интеллектуальная собственность-2019». Будет интересно!
  • Реклама по ТВ обязательна для общеизвестности
Дальше

От детской косметики перейдем к взрослым напиткам. Водка «Столичная», «Смирновъ», «Абсолют» и «Пять озер» признаны общеизвестными в России. Какая еще водка есть в реестре?

  • «Беленькая»
  • «Зеленая марка»
  • «Хортиця»
    «Хортиця» попала в реестр в 2017 году. Вообще «алкогольных» знаков в нем достаточно много, одному «Ереванскому коньячному заводу» принадлежит шесть. Несколько пивных брендов — тоже на месте.
  • Ни одна из перечисленных
Дальше

Смартфоны есть у многих, а вот общеизвестный товарный знак получил лишь один их производитель. Какой?

  • Apple
  • Samsung
  • Xiaomi
  • Highscreen
    Российская компания «ВОБИС Компьютер», продавец смартфонов Highscreen, добилась признания своего товарного знака общеизвестным в 2015 году.
Дальше