ПРАВО.ru
От редакции
30 августа 2011, 13:53

Специалисты оценили работу информационных сервисов ВАС

Специалисты оценили работу информационных сервисов ВАС

В феврале 2010 года в эксплуатацию была введена информационная система Высшего Арбитражного Суда "Картотека арбитражных дел", а в марте того же года появился сервис подписки на получение информации по делам и судебным актам "Электронный страж". За это время в КАД поступило почти 7,5 млн дел из всех арбитражных судов РФ, ее посетили более 5 млн человек, среднесуточная посещаемость составила 113670 посетителей. Сервисом "Электронный страж" на сегодня пользуется 113460 специалистов, которые подписались на 408487 дел. Спустя полтора года после начала работы этих сервисов редакция "Право.Ru" попросила представителей юридического сообщества поделиться своими мыслями и впечатлениями о них.

Полноценная реализация принципа гласности судопроизводства

Пользователями сервисов Высшего Арбитражного Суда "Картотека арбитражных дел" и "Электронный страж" в большинстве своем являются сотрудники крупных юридических компаний, практикующие юристы и другие представители сторон, участвующих в процессах. Первое, что они отмечают, — это их значение для развития судебной системы России. Константин Астафьев, партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", отмечает, что КАД — "пожалуй, единственная у нас в стране [система], по крайней мере, в отношении арбитражных судов полноценно реализующая принцип гласности судопроизводства". Ее появление "позитивно повлияло" на ситуацию с судебной информацией, соглашается управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов. "В целом тенденция развития открытости и доступности судебного производства в виде электронных систем, значительно облегчает работу практикующим судебным юристам, а также всем заинтересованным лицам", — резюмирует Леонид Данилов, руководитель практики адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры".

Удобство и функциональность

В КАДе и "Электронном страже" юристам очень нравится возможность оперативно получать информацию по делам и снижение нагрузки на сотрудников аппаратов арбитражных судов. По мнению Астафьева, для юристов очень высока организационная ценность этих систем. "Сейчас есть возможность отслеживать назначение дел, поступление процессуальных документов, получать судебные акты, просто имея доступ к компьютеру и интернету", — говорит он. "Сервис в целом удобный, пользуемся, в том числе через iPad", — добавляет Муранов.

"Для меня информационная система „Картотека арбитражных дел“ стала постоянным атрибутом начала рабочего дня," — говорит Юлия Кирпикова из адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". Она экономит много сил и времени, добавляет ее коллега Илья Дедковский, позволяя быстро получить информацию о дате слушания, текст судебного акта. "Теперь не нужно стоять в очереди за решением или проводить половину рабочего дня за телефоном, пытаясь узнать информацию по делу, — говорит он. — Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих дел позволяет оперативно реагировать на любые изменения по делу". Возможность проследить „судебную историю“ в отношении конкретного лица также облегчает работу специалистам.

Грядущие перспективы…

С КАДом и "Электронным стражем" сопряжены такие сервисы как "Решения арбитражных судов", "Перерывы в заседаниях" и "Календарь судебных заседаний". Информация обновляется одновременно и сразу доступна пользователям после выгрузки ее представителями судов, причем и с помощью мобильных устройств. Почти сразу после появления всех этих сервисов, в середине мая 2010 года появилась мобильная версия "КАД" для iOS, а в конце июня того же года — для устройств на платформе Android.

Постепенно будут появляться и новые сервисы. Недавно, например, был представлен "График судебных заседаний", который выводит информацию о заседаниях на экраны, находящиеся в зданиях судов около залов, где идут процессы, а также позволяет знакомиться с резолютивной частью судебном акта сразу после его оглашения. 

… и новые ожидания

Тем не менее, ожиданий у практикующих юристов еще больше. "Надо продолжать, как бы ни было трудно, развивать фильтр и полнотекстовый поиск", — говорит Муранов. Сергей Савельев, партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры", указывает на отсутствие в КАДе выборок по виду документа, что существенно облегчало бы "поиск нужной практики". Сергей Попов, руководитель практики адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", отмечает, что "Картотеке арбитражных дел" не хватает мобильных версий для остальных платформ и, несмотря на полезность сервиса "Электронный страж", существует ограничение в подписке по делам.

Михаил Самойлов, старший юрист "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", ожидает дальнейшего развитие ресурса "КАД информирует о том, что по делу выписан исполнительный лист, — приводит он пример. — Возможно, следует, подумать о том, чтоб эта информация была полезной. Например, сторона, которая намеревается получить лист на руки, как и прежде подает ходатайство в суд. Специалист суда готовит лист и передает его в группу выдачи листов, и в этот момент в КАДе проставляется отметка, что лист готов и его можно получать". По его словам, нужна и дальнейшая интеграция "КАД" и остальных сервисов Высшего Арбитражного Суда, например, "Моего арбитра", с помощью которого можно подавать заявления в суд.

Главное же ожидание многие специалистов связано с созданием аналогичной системы для судов общей юрисдикции. Устаревшая ГАС "Правосудие" уже не в полной мере отвечает современным информационным реалиям и, по мнению большинства экспертов, не может конкурировать с КАД по уровню доступности, понятности, исполнения интерфейса и содержательного наполнения с интегрированной системой эффективного поиска необходимой информации, считает, например, Корельский. "Регулярно сталкиваясь с делопроизводством и судебным процессом на всех его этапах и инстанциях в судах общей юрисдикции, поневоле начинаешь сравнивать его с арбитражной действительстностью и понимаешь, что ресурс, аналогичный КАД, а, возможно, и совместный сервисно-информационный комплекс остро необходим в системе гражданского судопроизводства", — говорит он. В противном случае, по его мнению, судебная система гражданского судопроизводства еще долгие годы будет продолжать вызывать неудобства и вполне обоснованное раздражение граждан. "Они будут продолжать ассоциировать ее с волокитным и нетранспарентным процессом, которому чужд инновационный процесс модернизации в интересах развития конституционных институтов защиты прав и законных интересов граждан", — уверен юрист. "Если бы это [подобный информационный сервис] удалось внедрить, то процесс самосовершествования в судах общей юрисдикции запустился бы и пошел гораздо быстрее, — добавляет Муранов. Вместе с тем, по его мнению, реализовать [такой] проект с судами общей юрисдикции будет невероятно сложно. Поэтому, уверен Муранов, надо идти поэтапно: Верховный Суд РФ, затем суды субъектов и только потом "на нижестоящие уровни".