Женщина-фотограф, которую в Европе называют королевой портрета, привлекла к себе особое внимание прессы и общественности отнюдь не из-за своего творчества. В ее жизни произошли два неприятных события. Оба связаны с авторским правом. Причем одно показывает, что авторские права могут помочь и даже финансово поддержать человека в трудные времена. А другое – напротив, красноречиво свидетельствует, что из-за этих прав жизнь может заметно усложниться. Но правильно употреблять именно слово "может", так как процесс доказывания прав на фотографии очень сложен и вызывает много споров…
Первая неприятность. Авторские права помогли.
Энни Лейбовиц задолжала различным службам и банку, в котором она взяла ссуду. Ей предъявили иск на сумму более чем 700 000$. Найти выход из ситуации королева портрета смогла благодаря своим работам. Как сообщала газета "Нью-Йорк Таймс" на первой обложке в феврале этого года, Энни Лейбовиц заложила свои авторские права на каталог фотографий. Вырученную сумму женщина направила на оплату ссуды.То, что авторские права Энни Лейбовиц на ее же произведения фотоискусства стоят достаточно дорого, предположить несложно. Ведь она снимала Джона Леннона, делала портреты Елизаветы II и группы Rolling Stones. Карьера женщины-фотографа, успешно начавшись со знакомства в 1970 году с основателем и главным редактором "Rolling Stone" Дженом Уэннером, не менее успешно продолжилась. В 2005 году Энни заняла сразу два призовых места (первое и второе) на конкурсе "Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет". Об одной из двух фотографий, которые вознесли Лейбовиц на пьедестал почета, следует сказать отдельно. На ней изображена обнаженная Деми Мур на восьмом месяце беременности. Вышла эта работа на обложке "Vanity Fair" за август 1991 года.
Вторая неприятность. Авторские права усложнили жизнь
Правда, теперь речь пойдет не об авторских правах Энни на собственные фотоработы. Большие неприятности привнесли в жизнь королевы портрета чужие авторские права – фотографа Паоло Пиццетти. Предыстория такова. Этого итальянского фотографа Энни Лейбовиц попросила сделать за плату (фактически наняла) панорамные съемки различных мест в Италии. Это требовалось ей для того, чтобы по этим снимкам она выбрала места, подходящие для ее собственной съемки, и приехала туда. В Италии Энни планировала снимать полуобнаженных девушек-моделей для календаря на 2009 год, заказанного компанией Lavazza. Итальянский фотограф Пиццетти выполнил заказа Лейбовиц – сделал снимки и отправил ей. Однако после этого Энни объявила Пиццетти, что компания Lavazza отменила съемки и Лейбовиц в Италию не поедет.
Тем не менее позже Пиццетти узнал, что календарь все же вышел. Просматривая его, он якобы заметил, что в нем использованы две его фотографии — "базарная площадь" в Венеции и знаменитый фонтан Треви. Они служили фоном, в который были вмонтированы полуобнаженные фигуры моделей. Раздосадовавшись, в сентябре этого года итальянский фотограф подал в Манхэттанский Федеральный суд иск на 300 000 $, обвинив Энни Лейбовиц в нарушении своих авторских прав на 2 фотографии, которые он сделал для нее в прошлом году.
Интересно: в доказательство воровства фотографий Пиццетти предъявил их цифровой аналог
Действительно, в своем иске Паоло Пиццетти предъявляет собственные цифровые фотографии как аналог тех, которые якобы есть в календаре. Идентифицировать их, по мнению итальянского фотографа, несложно: на его фотографии фонтана Треви "вода, падающая со скал, падает точно так же как и на фотографии Энни". На фотографии Пьяцца Сан Марко "та же самая влажная погода, также сформированные облака и та же самая птица в верхней левой части фотографии, только выше линии зданий". Пиццетти в судебном процессе также добавил, что он никогда не давал разрешения на использование фотографий.
Дело Лейбовиц будет прецедентом
Бурное развитие цифровых технологий приводит к тому, что размываются принятые в мире методы защиты авторских прав. Во многих странах цифровая фотография не принимается в качестве доказательств по делу. Но в США приняли "Закон о защите авторского права в цифровую эпоху", который приравнивает авторские права на цифровые произведения к авторским правам на обычные произведения искусства. Таким образом, суд может принять в качестве доказательств цифровые фотографии, и это будет шаг вперед в развитии судебной системы и в дальнейшем усовершенствовании защиты авторских прав. Однако не секрет, необнародованные цифровые материалы легче всего подделать, и сложно проверить, действительно ли снимки были сделаны до того, как вышел из печати календарь с фотографиями Энни. Нельзя исключать, что итальянский фотограф, увидев снимки в календаре, позже поехал и сделал на месте такие же. Ведь для него это гораздо легче, чем для человека, проживающего в других странах.
Если Энни выиграет в суде, ее жизнь вряд ли станет лучше
Даже если Энни Лейбовиц сможет опровергнуть подлинность цифровых фотографий итальянского фотографа и сумеет доказать свою непричастность к делу о плагиате, она вряд ли поправит свое материальное положение. Ведь помимо описанных выше иска и материальных проблем, женщине-фотографу предъявлен еще один иск – на 24 миллиона долларов в связи с неисполнеием обязательств по возврату ссуды, поддерживаемой каталогом фотографий. Иск вы можете увидеть здесь. Если суд признает Лейбовиц должником, она рискует потерять и дом и авторские права – они пойдут на погашение долга. В судебном процессе представители Энни Лейбовиц стараются игнорировать все обвинения. Ее адвокат заявил, что иски против Энни Лейбовиц представляют собой часть длительного преследования фотографа.
На финансовых проблемах черная полоса в ее жизни не заканчивается. Женщина-фотограф долго была одинока. Первого ребенка она родила, когда ей был уже 51 год (в 2001 году). За последние пять лет умерли ее близкая подруга Сьюзен Сонтэг и ее родители, которые поддерживали Энни в жизни. Она лишилась душевного тепла и опоры. В 2005 году Энни стала матерью еще двоих детей, на этот раз рожденных суррогатной матерью. Сейчас Лейбовиц не ведет, как прежде, гламурную жизнь, а занята куда более прозаическими и совсем не праздными делами — борется за жизнь уже больше трех лет, чтобы сохранить крышу над головой и прокормить своих детей.
Сложности с доказыванием авторского права на фотографии
Потому так и высок интерес к проблемам авторского права на фотографии, что его сложно подтверждать. Вспомним случай с Ребеккой Гудлефсдоттир, уроженкой Исландии, чьи фотопортреты и пейзажи хорошо известны. Однажды она обнаружила свои работы в Интернет-магазине Ebay под вымышленным именем. Поверенный в делах Ребекки составил иск и направил его в суд, а также в компанию Ebay. После этого работы были удалены с сайта, однако так и не удалось добиться, чтобы Ребекке выплатили компенсацию.
Автор: Екатерина Шестакова