Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к налоговому органу о признании незаконным решения в части доначисления налога, пени и штрафа. Основанием для доначисления налога, пени и штрафа явилось непредоставление налогоплательщиком на выездную проверку первичных учетных документов в подтверждение сумм, задекларированных в налоговых декларациях, и применение в связи с этим налоговым органом положений статьи 31 НК РФ.
Судом сделан вывод, что налоговый орган неправильно применил положения статьи 31 НК РФ при проведении проверки. Применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов независимо от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета), с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере большем, чем с аналогичных налогоплательщиков.
Как отмечает ФАС ПО, судом правомерно указано на то, что при надлежащем соблюдении налоговым органом требований статьи 31 НК РФ он в ходе проверки мог определить обязанность налогоплательщика по уплате налогов действительно расчетным способом на основании полученных данных как о доходной части, так и о расходной.
Инспекция в данном случае не воспользовалась подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, а установила объем налоговых обязательств налогоплательщика по неполным данным, исходя только из доходов налогоплательщика без учета расходов, связанных с получением этого дохода, в связи с чем неправомерно доначислила налоги, соответствующие пени и налоговые санкции (постановление ФАС ПО от 26.06.2013 по делу № А72-3176/2012).