Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству сегодня рекомендовал палате принять в первом чтении президентский законопроект, направленный, в частности, на совершенствование системы назначения судами кратных уголовных штрафов за взяточничество, сообщает из ГД корреспондент "Право.Ru".
Этот документ был внесен президентом в Госдуму 29 ноября. Как отмечают кремлевские юристы, в силу положений части первой статьи 56 Уголовного кодекса РФ для 89 % осужденных за коррупционные преступления небольшой тяжести штраф является безальтернативным видом наказания. Отсутствие вариативности видов наказания по данным составам преступлений снижает эффективность уголовного наказания при его назначении с учетом конкретных обстоятельств преступления, данных о личности осужденного, в том числе о его материальном положении и возможности исполнения кратного штрафа. В свою очередь, назначение судами "несоизмеримо крупных размеров штрафа" согласно санкциям УК лицам, очевидно не имеющим реальной возможности его уплаты, "не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и влечет обращение судебных приставов-исполнителей в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы".
Законопроектом предлагается снизить минимальную кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести. В части первой статьи 290 (получение взятки) УК нижний порог кратного штрафа уменьшается до 10-кратного размера суммы взятки (сейчас он 25-кратный). В части первой статьи 291 (дача взятки) – с 15-кратной до пятикратной суммы, а в части второй этой статьи – с 20-кратной до 10-кратной суммы.
Санкции этих статей дополняются альтернативными видами уголовных наказаний в виде исправительных работ, а также в виде штрафа в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Предусматривается, что вместе с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы кратный штраф в качестве дополнительного наказания назначается по усмотрению суда в целях обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания за совершение указанных преступлений и повышения исполнимости дополнительного наказания в виде штрафа.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополняется нормами, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа, а также определяющими порядок наложения ареста в этом случае.
В ФЗ "Об исполнительном производстве" и статью 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ вносятся изменения, увеличивающие срок добровольной уплаты штрафа до 60 дней, что должно способствовать совершенствованию применения этого вида уголовного наказания.
Кроме того, предусматривается устранить юридико-техническое противоречие между положениями УК, УПК и УИК, касающимися порядка назначения штрафа с рассрочкой выплаты.
С текстом законопроекта № 664950-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности) можно ознакомиться здесь.