Дополнительные денежные средства для индексации пенсий Минтруд предложил изыскать из зарплат обеспеченных россиян, планомерно повышая страховые отчисления в Пенсионный фонд с годового заработка, превышающего 796 000 рублей. "Право.Ru" расспросило экспертов, как в этой связи могут поменяться отношения в рамках трудового законодательства и предпримут ли работодатели контрмеры ввиду перспектив повышения финансовой нагрузки.
Минтруд предложил с 2017 года повысить ставку страхового взноса в ПФР для зарплат, превышающих базовый уровень, и наращивать её ежегодно на 2 % до 2021 года, когда она достигнет 20 % (сейчас – 10%). Инициатива обсуждалась на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева 18 февраля, сообщил РБК.
Эти дополнительные доходы, которые благодаря десятипроцентному повышению ставки достигнут к 2021 году 234 млрд рублей, станут подспорьем в финансировании индексации пенсий. В то же время повышение взносов увеличит нагрузку на работодателей, которая возрастет в 2017 году примерно на 1000 рублей в месяц с каждой зарплаты в 100 000 рублей.
Социальная справедливость или удар по среднему классу
"Повышение налога на высокие зарплаты – это повышение налога на человеческий капитал, а значит – на инновации и развитие страны, – уверен руководитель аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов. – Это налог на средний класс, поскольку дивиденды "капиталистов" взносами не облагаются, поэтому формирование среднего класса замедлится, с другой стороны, усилится его недовольство политикой властей".
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), напротив, солидарны с позицией Минтруда. "Это позволит увеличить доходы государственных внебюджетных фондов и проиндексировать пенсии и пособия", – мотивирует руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов. Что до вопроса социальной справедливости, он уже решен в мировом масштабе: во многих странах принята прогрессивная шкала как по налогообложению, так и по и страховым взносам, отмечает представитель ФНПР.
Годовой заработок в пределах обозначенных 796 000 рублей приходится на 80-90% работающих граждан, в среднем же российское население получает в 2-2,5 меньше указанной суммы, указывает Добромыслов. Очевидно, что большей части населения обсуждаемая норма не коснется, констатирует он.
По оценкам представителя ФНПР, повышение отчислений с высоких зарплат не приведет к увеличению доли серой части заработка. "Как правило, теневая зарплата у низкооплачиваемых работников. Работодателю зачастую дороже заниматься обманом, нежели чем платить. Люди в свою очередь начали задумываться о том, что серая зарплата лишает их пенсии", – считает Добромыслов.
"Конечно, высокие зарплаты сложно выплачивать в конверте, но схем снижения налоговой нагрузки станет больше", – не согласен Зарипов. Согласно его прогнозу, поскольку "лизинг персонала сейчас значительно ограничен специальным законом, какая-то часть сотрудников станет индивидуальными предпринимателями – такой процесс уже идет в малом и среднем бизнесе".
"Единственным эффектом, которого достигнет государство, одобрив инициативу Минтруда, будет увеличение доли серых зарплат в стране", – солидарен старший юрист адвокатского бюро КИАП Георгий Караогланов.
Зарипов считает, что раз высокооплачиваемым сотрудникам предоставляется корпоративный соцпакет, в который входит ДМС, то в случае повышения взносов необходимо по крайней мере исключить двойную финансовую нагрузку на компании, ведь работники, как правило, пользуются медицинскими услугами в рамках ДМС, а не ОМС.
Сейчас ставка страховых отчислений в ПФР составляет 22 % для зарплат, не превышающих 796 тысяч рублей. Для более высоких заработков применяется ставка 10%. Общая ставка отчислений во внебюджетные фонды составляет 30%.
По мнению Караогланова, большинство работодателей считает, что 22 % – это и так очень много, тем более выплаты не ограничиваются отчислениями в ПФР.
Против предложения Минтруда высказалось Минэкономразвития в лице замминистра Олега Фомичева РИА "Новости".
Пенсия не в рабочее время
На совещании у премьера также вновь поднимался вопрос о приостановке пенсионных выплат работающим пенсионерам, чей годовой доход превышает 1 млн рублей. Выплата пенсий может быть приостановлена с 1 июля, а её возобновление возможно в случае, если совокупный доход станет ниже 1 млн рублей за годовой период с 1 июля или в случае прекращения трудовой деятельности.
"То, как вольно Правительство обходится с пенсионными правами граждан и накопительной частью пенсии, лишь подтверждает налоговый характер страховых взносов. Также это свидетельствует об отсутствии пенсионной стратегии и о том, что через несколько лет нас ожидает тяжелый кризис пенсионной системы, а пенсионные баллы превратятся в слезы", – заключает Вадим Зарипов из "Пепеляев Групп".
"С точки зрения классики социального страхования, вопрос имеет право быть, поскольку пенсия представляет собой пособие, выплачиваемое в связи с утратой трудового дохода. Однако сегодня пенсионеры вынуждены продолжать работать, поскольку пенсии не хватает на жизнь, – говорит представитель ФНПР Добромыслов. – К тому же порог в 1 млн рублей видится взятым с потолка. Названная цифра, например, ущемляет права проживающих в северных районах. Потому мы настаиваем на том, чтобы платить пенсию и работающим пенсионерам". Ранее ФНПР дала отрицательный отзыв на инициативу по приостановке пенсионных выплат.
План B: страховой налог
Помимо предложений Минтруда Налоговой службой разработан законопроект о замене дифференцированных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС на единый социальный страховой сбор (ЕССС). Согласно направленной в начале февраля в правительство "дорожной карте", ЕССС планируется ввести с начала 2017 года. Однако против проекта выступает социальный блок кабмина.
По оценкам Зарипова, введение ЕССС должно упростить расчет и уплату взносов для бизнеса и повысить эффективность контроля. При этом необходимо будет согласовать порядок ведения персонифицированного пенсионного учета, отмечает он. "В целом это положительно и для бизнеса, и для государства, но опасность в том, что под этим предлогом всерьез рассматривается повышение налоговой нагрузки на высокие зарплаты", – заключает юрист.
Юрист Караогланов из КИАП также не видит положительных последствий. Минфин по сути предлагает вернуться в 2009 год, когда работодатель выплачивал единый социальный налог, напоминает он. Выгоду от возможного нововведения может получить лишь ФНС – в части возможности проведения частых проверок, указывает он.
В ФНПР полагают, что ЕССС дезорганизует работу системы сборов, притом что сейчас фонды демонстрируют высокую собираемость страховых взносов. Основным отличием страховых взносов от единого сбора, осуществляемого ФНС, заключается в том, что они возвратны. К тому же "возврат к налоговому администрированию в условиях продолжения кризиса опасен образованием долгов во взаиморасчетах, что приведет, с одной стороны, к задержкам в социальных выплатах, а с другой – к стремлению ограничить их размеры", – писал председатель ФНПР Михаил Шмаков в своем обращении президенту Путину.