Правительство собирается увеличить долю госзаказов для малого и среднего бизнеса с 10 до 15%. Об этом на совещании в Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП) заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Минэкономразвития уже готовит необходимые поправки в законодательство. Однако юристы скептически относятся к инициативе кабмина – по их мнению, такая поддержка малого бизнеса угрожает эффективности самих закупок. Для госкомпаний по-прежнему будет велик соблазн создавать небольшие предприятия из своих же структур и искусственно завышать цены.
"Помойки" для отмывания денег
Согласно действующим правилам, введенным с 1 июля 2015 года, госкомпании должны отдавать 10 % заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей) и 18 % – от общего объема заказов, пишут "Ведомости". Поскольку для компаний с оборотом свыше 10 млрд рублей правило действует с 1 июля минувшего года, а с оборотом свыше 2 млрд – с этого года, по итогам второй половины 2015 года размер квоты составил 5 и 9 % соответственно. Согласно отчетности самих госкомпаний, в 2015 году закупки у МСП составили 1,6 трлн рублей, однако, как отмечает Минэкономразвития, эта информация может быть неточной.
При этом данные корпорации МСП свидетельствуют о том, что у 35 крупнейших госзаказчиков доля закупок у малого и среднего бизнеса на порядок больше – 36,2%, но потрачено на них всего 196 млрд рублей, в частности, на спецторгах – 62,7 млрд (11,8% заказов). В этом году у госкомпаний запланированы закупки у малого и среднего бизнеса на 170 млрд руб., отмечают в корпорации МСП.
Однако о существенном завышении данных о закупках у малого и среднего бизнеса на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале марта заявлял глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, зачастую субподрядчики только формально относятся к МСБ, поскольку представляют собой фирмы, связанные с крупным бизнесом – "помойки" для отмывания денег и "однодневки". У аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса, подчеркивал глава антимонопольного ведомства в беседе с премьером.
Преждевременная инициатива
Сами представители госкомпаний убеждены, что увеличивать квоты, введенные лишь в июле, преждевременно. Об этом заявляют в РЖД и "Россетях", подчеркивая, что механизму нужно дать проработать хотя бы год. В том, что нельзя поддерживать малый бизнес исключительно административными мерами, убежден и вице-президент "Алросы" Александр Паршков. Так, каждый второй заказ компании в минувшем году достался малому и среднему бизнесу, у которого закупается техоборудование, автотранспорт, запчасти, услуги по строительству и монтажу оборудования. Однако в ряде случаев крупные производители могут предложить более низкие цены на оборудование, кроме того, среди малых предприятий много посредников, подчеркивает Паршков.
Новые правила еще не просуществовали достаточно долго, чтобы бизнес к ним адаптировался и были проанализированы их результаты, солидарен с крупными госзаказчиками юрист компании "Деловой фарватер" Павел Ивченков. Поэтому изменения могут оказаться неэффективными и просто не учитывать реалии и недостатки. Возможно, сейчас нет необходимости повышать квоту именно на 5%, побуждая тем самым увеличивать объемы фиктивных закупок, отмечает эксперт. По его мнению, нужно лучше исследовать ситуацию в сфере закупок, чтобы внести более целесообразные изменения. Например, ограничить количество договоров по госзакупкам, которые могут заключаться с дочерними и аффилированными малыми компаниями. Это, убежден Ивченков, расширит доступ МСБ к госзаказам и без повышения квот.
"Косметическое" изменение
Скорее, "косметическим", а не структурным изменением считает введение кабмином квот на закупки госкомпаний у малого бизнеса председатель московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик. Такие нововведения, по его мнению, не смогут понудить госкомпании кардинально пересмотреть существующую высоко коррумпированную систему проведения закупок, которая на практике зачастую реализуется посредством привлечения заранее известного госкомпании-заказчику "дружественного" участника закупки. Последний по итогам "согласованных" закупочных процедур заранее "обречен" стать победителем и щедро "отблагодарить" за это благодетелей.
Гораздо эффективнее, считает адвокат, было бы внесение структурных изменений в систему проведения госзакупок, минимизирующих коррупционные проявления, а также кардинальное изменение практики рассмотрения дел в ФАС и судах, которое демонстрировало бы всем участникам процесса закупок неотвратимость наказания для нарушителей закона вне зависимости от каких-либо факторов и персоналий. Другая сложность, добавляет Горелик, – условия, которые госзаказчики устанавливают для претендентов на "бюджет", зачастую не выдерживают никакой критики. Нужен и опыт работы компании по аналогичным контрактам, и наличие штата сотрудников, или банковского обеспечения, или оборудования в собственности. Малый и средний бизнес зачастую не способен соответствовать этим формальным критериям.
Поддержка МСП бьет по эффективности закупок
Можно повышать формальные квоты, но без анализа закупок и диалога между заказчиками и поставщиками реальные закупки у малых предприятий расти не будут, считает глава комитета Торгово-промышленной палаты по закупкам Антон Емельянов. Компании продолжат создавать малые предприятия из собственных структур и завышать цены, добавляет гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. По его мнению, дополнительная цель – поддержка малого бизнеса – может помешать основной – повышению эффективности закупок. В том, что увеличение квот не повлияет на рост закупок у реальных МСП, убежден и юрист коллегии адвокатов "Делькредере" Сергей Голофтеев. При отсутствии обязательных конкурентных процедур у заказчика нет препятствий производить закупки у формальных МСП, в том числе по завышенной цене.
Повышение квоты на проведение госзакупок у предприятий малого и среднего бизнеса само по себе не решит проблему помощи предпринимателям, считает также председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. В большинстве случаев такие закупки осуществляются у дружественных структур путем создания видимости и привлечения для участия в конкурсе аффилированных организаций. Помимо этого не стоит забывать, что крупные поставщики в состоянии дать более лучшие условия по цене, в то время как компании малого и среднего бизнеса зачастую выступают посредниками, что влечет допрасходы, подчеркивает Корчаго. Таким образом, по его мнению, решение проблемы кроется не в формальном увеличении квот, а в детальном анализе состояния госзакупок и проведении реальной борьбы с коррупционными схемами, позволяющими их выигрывать.
Малому бизнесу сулят правовую поддержку
Вице-премьер Шувалов отметил большое число споров среди экспертов о том, нужно ли вообще поддерживать малое и среднее предпринимательство, являются ли они драйвером развития. "От одного из членов правительства я слышал, что надо делать упор на большие предприятия. Моя личная позиция – здоровая экономика без серьезного малого предпринимательства невозможна, – цитируют Шувалова "Известия". – Говоря о малом предпринимательстве, я не имею в виду палатки. Палатка – не малый бизнес, не знаю, почему так думают. Малый бизнес – это какой-нибудь комбинат".
Глава АО "Корпорация "МСП" Александр Браверман представил на совещании свои предложения по развитию рынка малого и среднего предпринимательства, которые поделены на пять "блоков доступа": к закупкам (квотирование рынка закупок), финансированию (кредиты и особые условия), информационной и маркетинговой, имущественной и правовой поддержке.
Так, по словам Бравермана, блок правовой поддержки должен позволить со скоростью, принятой в прогрессивных странах, в том числе входящих в БРИКС, зарегистрировать предприятие. Кроме того, нужно минимизировать число проверок, а надзорно-проверяющая часть в целом должна быть приведена в соответствие и "поставлена с головы на ноги". К блоку правовой поддержки малого бизнеса в корпорации МСП отнесли также поддержку со стороны силовых структур.
Предложенные меры могут оказаться эффективными, считает Павел Ивченков. Они снимут ряд серьезных административных барьеров перед МСБ и помогут в сокращении их расходов. При этом ведение бизнеса станет проще, а часть сделок будет проводиться быстрее, прогнозирует юрист. С ним солидарен и Сергей Голофтеев, который считает, что правовой блок поддержки МСП направлен на улучшение условий предпринимательства в целом.