Государственной Думой в пятницу принят к рассмотрению законопроект № 370325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", фактически предусматривающий введение в РФ цензуры на публикацию рекламы медицинского характера.
Автор законодательной инициативы — Белгородская областная Дума — предлагает закрепить за рекламодателями обязанность согласования всей медицинской рекламы до ее распространения с органами ФАС России.
Как отмечается в пояснительной запике к законопроекту, в настоящее время реклама лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок "просто переполняет теле- и радиопрограммы, а также периодические печатные издания". Одновременно "растет неуклонными темпами потребление лекарств, других видов перечисленной продукции, а также использование различных видов медицинских услуг и методов лечения населением России".
Однако законодательство в сфере рекламы не в полной мере позволяет обеспечить безопасность использования указанной продукции и услуг потребителем. В ряде случаев их реклама является недостоверной, вводит потенциального потребителя в заблуждение, "меняет его ценностные ориентации", подвергает риску его жизнь и здоровье.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на антимонопольный орган, который предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физических и юридических лиц в сфере рекламы. При этом механизм использования предупредительных мер законодательством практически не регламентирован. Фактически антимонопольная служба возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе "лишь после ее распространения, то есть уже после того как оказано ее влияние на население", говорится в пояснительной записке.
В связи с этим законопроектом предлагается установить предупредительный механизм в отношении рекламы лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, "закрепив необходимость согласования рекламодателем соответствующих рекламных материалов до их распространения с антимонопольным органом".
Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой Госдумы:
" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; 2007, № 7, ст. 839; № 30, ст. 3807; 2009, № 51, ст. 6157; № 52, ст. 6430) следующие изменения:
1) статью 24 дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Рекламные материалы, содержащие рекламу лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
2) статью 25 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Рекламные материалы, содержащие рекламу биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) часть 1 статьи 33 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) согласует рекламные материалы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";
4) в части 6 статьи 38 слова "статьями 24 и 25" заменить словами "частью 12 статьи 24, частью 3 статьи 25".