Госдума приняла сегодня в третьем чтении закон, предусматривающий использование в 2011-2012 годах ставки рефинансирования ЦБ для расчета предельного уровня процентов по внешним долговым обязательствам российских компаний, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль.
Изменения вносятся в Налоговый кодекс (НК) РФ и другие законодательные акты и предусматривают в том числе ряд других уточнений и дополнений в области налогообложения.
Поправка о налоговом дестимулировании внешних займов предусматривает установление с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года предельной величины процентов по валютным обязательствам, принимаемых к вычету, в размере ставки рефинансирования ЦБР, умноженной на коэффициент 0,8. Для займов в российских рублях она не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную в 1,8 раза.
В настоящее время в рамках альтернативного метода определения предельной величины процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте (основной метод — по сопоставимым долговым обязательствам) принимается величина, равная 15% годовых, по рублевым обязательствам — ставка рефинансирования, увеличенная в 1,1 раза.
Таким образом, если исходить из текущей ставки рефинансирования (7,75% годовых), предельная величина процентов по валютным обязательствам компаний, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль, с учетом новых норм может составить 6,2% годовых, по рублевым — 13,95% годовых.
В принятом законе зафиксировано, что до конца 2010 года сохранится норма, предусматривающая 15-процентную предельную величину по валютным обязательствам. По рублевым же обязательствам уже в 2010 году может быть установлена новая величина — ставка рефинансирования, увеличенная в 1,8 раза.
В отношении кредитов, полученных до 1 ноября 2009 года, в текущем году предельная величина процентов по рублевым займам составит 2-кратный размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, по валютным — 15% годовых.
Такое налоговое дестимулирование внешних займов — это одна из "мягких" мер, призванных замедлить приток в Россию спекулятивного капитала.
Блок принятых в третьем чтении поправок также касается совершенствования норм сроков уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов. В соответствии с документом правила об отсрочке (рассрочке) уплаты налогов и сборов распространяются на пени и штрафы.
Законом уточняется порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Так, определяется закрытый перечень оснований для такого признания: ликвидация организации и недостаточность при этом имущества для погашения недоимки; признание индивидуального предпринимателя банкротом; смерть физлица; вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки.
Вносятся дополнения в общий порядок уплаты налога в бюджет. В частности, прописывается, что иностранные компании, которые имеют в РФ несколько подразделений, самостоятельно выбирают подразделение по месту учета, в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по всем операциям.
Ряд поправок в главу о налоге на прибыль уточняет условия признания имущества амортизируемым при расчете налога на прибыль. Его первоначальная стоимость должна будет составлять не 20 тыс. рублей как в настоящее время, а 40 тыс. рублей.
Предусматривается и совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. В частности, из расходов, не учитываемых в целях налогообложения, исключаются расходы на осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов. Также уточняется, что к расходам на освоение природных ресурсов в том числе относятся расходы, связанные со строительством (бурением) или ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением расходов, признаваемых основными средствами).
Кроме того, повышается с 3 млн рублей до 10 млн рублей объем доходов от реализации, при получении которых организации уплачивают только квартальные, а не месячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
Ряд поправок коснулся государственных пошлин. Так, вводятся пошлины за трансграничное перемещение озоноразрушающих (100 тыс. рублей), ядовитых веществ (200 тыс. рублей).