Совет судей РФ сегодня представил обобщение по вопросам этических норм судей в отставке.
В обобщении, в частности, разъясняется, может ли отставной судья работать на государственном посту и занимать юридическую должность. Кроме того, речь идет о возможности работы бывшего судьи в налоговой и таможенной сфере, а также о порядке приостановления его членства в судейском сообществе.
Ниже следуют ответы на эти и другие вопросы:
Вопрос 1: Может ли судья, пребывающий в отставке, быть членом Общественной палаты Российской Федерации?
Ответ: В пункте 2 статьи 7 федерального закона от 04.04.2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень должностей, при замещении которых лица не могут быть членами Общественной палаты, к ним относятся и судьи.
Вместе с тем, соответствующие положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не содержат прямого запрета на участие судей в отставке в работе Общественной палаты. Однако необходимо иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 15 названного Закона требования, предъявляемые к судье, распространяются и на судей, пребывающих в отставке.
Принимая во внимание изложенное, а также порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации, в целях предотвращения возможного конфликта интересов, представляется, что судья в отставке, в том числе имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, не вправе быть членом Общественной палаты Российской Федерации.
Вопрос 2: Может ли судья, пребывающий в отставке, входить в состав правления товарищества собственников жилья?
Ответ: Статьей 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень видов оплачиваемой деятельности, занятие которыми совместимо со статусом судьи, пребывающего в отставке.
К предусмотренным в Законе для судьи, в том числе судьи, пребывающего в отставке, ограничениям относится запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, включая участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
В соответствии с частью 2 статьи 291 ГК РФ, статьи 135 ЖК РФ, товарищество собственников жилья не относится к хозяйственным товариществам и обществам, являясь некоммерческой организацией, оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
При этом любое лицо, в том числе судья, пребывающий в отставке, являясь собственником квартиры, вправе реализовать свое право на обеспечение эксплуатации многоквартирного дома, пользование квартирой и общим имуществом в данном доме посредством участия в образовании товарищества собственников жилья.
Поскольку товарищество не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяет полученную прибыль между участниками, что согласно абзацу третьему части 1 статьи 2 ГК РФ является основным признаком предпринимательской деятельности, то можно сделать вывод об отсутствии оснований расценивать как занятие предпринимательской деятельностью членство в правлении товарищества собственников жилья.
Таким образом, судья, пребывающий в отставке, вправе входить в состав правления товарищества собственников жилья, но осуществлять деятельность в его составе имеет право исключительно на безвозмездной основе.
Вопрос 3: На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?
Ответ: Согласно пункту 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
При этом указанный Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением конкретно указанных должностей, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.
В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско-следственной, адвокатской, нотариальной и иной юридической деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.
Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.
Вопрос 4: Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в органах и учреждениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 указанного Закона?
Ответ: Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.
Вопрос 5: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в учреждении, которое по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны РФ, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об обороне", управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
В этом случае решение об их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.
Если учреждение обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то оно является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" вправе работать судья, пребывающий в отставке.
Вопрос 6: Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?
Ответ: Пункт 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно — властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).
В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.
Вопрос 7: Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?
Ответ: В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона и членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.