Минфин РФ обнародовал проект положительного заключения Правительства России на поправки в Налоговый кодекс РФ о реформе налогообложения малого предпринимательства. Правительство поддерживает законопроект с незначительными замечаниями, в основном юридико-технического характера.
Законопроект № 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" был внесен в Госдуму группой депутатов ГД во главе с первым вице-спикером Олегом Морозовым и председателем Комитета по бюджету и налогам Юрием Васильевым 9 февраля 2011 года.
Целью законопроекта является развитие упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента за счет постепенного сокращения сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, с 1 января 2013 года исключаются: розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. По данным видам предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 года устанавливается ограничение по среднесписочной численности работников в размере 50 человек.
Общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, по сравнению с действующим перечнем (69 видов деятельности) сокращен до 47 за счет их укрупнения. При этом в перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности (химическая чистка, крашение и услуги прачечных, оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом, оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом, услуги по прокату, экскурсионные услуги, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров, и объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети). Такой вид предпринимательской деятельности как услуги общественного питания заменен на услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период десяти человек.
Законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения. При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности не может быть меньше 100 тыс. рублей, а максимальный размер не может превышать 500 тыс. рублей. Эти размеры подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если по итогам налогового периода доходы от реализации налогоплательщика превысили 60 млн. рублей и (или) если в течение налогового периода им допущено несоответствие установленным требованиям по предельной численности наемных работников и срокам уплаты налога, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.
Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения) и налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения).
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ: при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Документом, удостоверяющим право применения патентной системы налогообложения, является патент, выдаваемый на один вид предпринимательской деятельности, который действует только на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.
С текстом законопроекта можно ознакомиться в Справочно-правовой системе "Право.Ru" (СПС Право.Ru") здесь.