Сегодня Госдума приняла во втором, ключевом чтении законопроект № 600382-5 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона „Консульский устав Российской Федерации“ (в части унификации наименований отдельных нотариальных действий)", сообщается в материалах палаты.
Законопроект, внесенный группой депутатов во главе с главой Комитета ГД по госстроительству Владимиром Плигиным, дополняет статьи 35, 37 и 38 Основ законодательства РФ о нотариате, содержащие перечень нотариальных действий, таким нотариальным действием как удостоверение сведений о лицах. В целях унификации терминологии в разных законодательных актах также вносятся изменения в статью 80 указанных Основ.
Законодательством о выборах предусмотрено совершение ряда нотариальных действий на этапах выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Так, частью 3 статья 41 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и пунктом 81 статьи 36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" установлена обязанность политической партии, кандидата на должность Президента РФ представить в Центральную избирательную комиссию РФ список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. При этом сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально.
Кроме того, пунктом 5 статьи 34 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено предоставление в Центральную избирательную комиссию РФ нотариально удостоверенного протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента РФ. При этом нотариально удостоверяются и сведения о лицах, внесенных в указанный протокол, и их подписи.
Вместе с тем, на практике при обращении кандидатов, уполномоченных представителей политических партий к нотариусам возникают проблемы, связанные с отсутствием в Основах законодательства РФ о нотариате такого нотариального действия как удостоверение сведений о лицах, а также проблемы, связанные с различием в терминологии, поскольку законодательство о выборах предусматривает удостоверение подписей указанных выше лиц, в то время как законодательство о нотариате предусматривает свидетельствование подлинности подписей на документах.