ПРАВО.ru
Новости
16 мая 2012, 2:26

Отчитанный полицейский чин и "золотая" трава - полный отчет о суде из-за лагеря оппозиции

Отчитанный полицейский чин и "золотая" трава - полный отчет о суде из-за лагеря оппозиции

Басманный райсуд Москвы предписал городским властям и полиции разобраться с нарушениями в лагере оппозиции на Чистопрудном бульваре, известном также как #ОккупайАбай. Заявители из окрестных домов выглядели в суде естественно, хотя потом их все равно назвали "подставными лицами", представители Москвы назвали явно коррупционную цену восстановления истоптанных газонов, а высокопоставленный полицейский пережил несколько минут интенсивного унижения.
 
После "Марша миллионов" 6 мая, который закончился столкновениями с полицией, оппозиционно настроенные граждане провели весь второй акт майских праздников, пытаясь собраться на одной из городских площадей. Несмотря на то, что формальных признаков несанкционированного митинга вроде плакатов или громкоговорителей преимущественно не наблюдалось, силовики раз за разом покидали очередную локацию с богатым уловом задержанных. Впрочем, почти всех отпускали настолько быстро и легко, что наказание вскоре превратилось в популярное развлечение жителей столицы.
 
К концу каникул оппозиция закрепилась на Чистых прудах у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, мгновенно поменяв его статус: из малоизвестного в России он стал чуть ли не культовым. Спустя какое-то время жизнь на #ОккупайАбай (в честь популярного хэштега в Twitter) стала напоминать затянувшийся летний фестиваль: по несколько тысяч гостей в пиковые часы, дискуссионные площадки, лекции, песни под гитару, импровизированная кухня, актуальный театр и даже собственная служба безопасности. Полиция, как казалось, окончательно отстала от оппозиционеров, благо политических лозунгов на Чистых прудах не было, однако в дело неожиданно вмешались местные жители.
 
Компания из 20 инициативных граждан написала коллективное заявление в Басманный суд, обвинив столичные власти в незаконном бездействии в отношении лагеря. Основные претензии местных сводились к ночному шуму из стана оппозиции, вытаптыванию собравшимися газонов, а также общему увеличению криминогенной обстановки после приезда новых соседей. Вопросы у заявителей накопились к Префектуре ЦАО, УВД ЦАО и Департаменту природопользования Москвы.
 
Суд счел вышеописанные проблемы жителей бульвара настолько серьезными, что рассмотрел дело по существу уже на следующий день, а руководила процессом лично председатель Ольга Солопова. Еще за 40 минут до начала заседания журналисты обнаружили у закрытых дверей нужного помещения в Басманном суде женщину, назвавшую себя "представительницей инициативной группы". Ранняя гостья отказалась представиться и лишь неуверенно кивнула головой, отвечая на вопрос, живет ли она на Чистых прудах. Слово "заявитель", как показалось, ей было и вовсе незнакомо. Все это наводило на мысли, что жалобщики ненастоящие.
 
Однако с началом судебного заседания в зале появились совсем другие разгневанные горожане. Коллектив авторов жалобы пришли представить три женщины, которые описывали проблемы последовательно и детально. Одна из них – Инесса Косарева – даже провела экскурс в историю массовых мероприятий на бульваре, вспомнив давний концерт Сюткина (вероятно, Валерия) как первое "сборище", вызвавшее общее недовольство.
 
В нынешней ситуации Косареву больше всего беспокоила усилившаяся активность окрестных бомжей, которых оппозиционный лагерь привлекает, по ее словам, бесплатной едой. "Бомжи – тоже члены общества, — рассуждала она, — но они асоциальные, а когда выпьют пугают детей, были и такие случаи". Справедливо будет заметить, что участники "Абая" не раз заявляли о политике отказа в угощении бездомным, а на территории лагеря с первых дней действует "сухой закон".
 
— Вчера была драка, — продолжила нагнетать страсти женщина.
 
— И что вы по этому поводу чувствуете? — поинтересовалась судья.
 
— Опасность.
 
— Опасность за что? — Солопова хотела конкретики.
 
— За свою жизнь, — определилась Косарева сдавленным голосом.
 
Другую проблему сформулировала Тамара Кахидзе, которая оказалась знакома судье Солоповой: "Ой такое лицо знакомое, я по телевизору видела – у вас активная жизненная позиция". По словам Кахидзе, Чистые пруды из-за лагеря превратились в "зловонную дыру бульварного кольца". Она эффектно призналась, что "сама врач", и поведала об справляющих где попало нужду оппозиционерах. Это, полагает врач, ведет к распространению инфекций в районе.
 
Все три присутствовавшие заявительницы сошлись еще и на том, что массовое оппозиционное собрание наносит непоправимый вред природе Прудов – вытоптали траву, сломали ветки кустов. Представитель Департамента природопользования признал в этом вину ведомства – "поздно среагировали". Позже он озвучит и официальные цифры ущерба: 2000 кв. м утерянных газонов или чуть более 20 млн руб. в денежном эквиваленте. 
 
Несложная арифметика позволяет определить цену одного "квадрата" муниципальной травы — 10000 руб. Даже самые "элитные" люкс-газоны, судя по соответствующему запросу в поисковике, стоят в десятки раз дешевле, а если представить себе гигантский стол площадью 2000 кв. м, то на названную сумму его можно полностью покрыть свежими устрицами по розничной цене и даже получить сдачу. Беспокоиться, впрочем, вряд ли стоит. В зале заседаний присутствовали высокопоставленные полицейские чины, которые, конечно, попросят коллег по госслужбе устранить досадную ошибку в вычислениях, не дожидаясь формальных проверок.
 
Замглавы УВД по ЦАО Владимир Ледовских вину полиции в незаконном бездействии поначалу признал лишь частично и объяснил ее нехваткой кадров. Но когда пришло его время отвечать на вопросы судьи Солоповой, он заметно растерялся, а к концу диалога выглядел как студент-двоечник в тисках издевок профессора с одной стороны и смеха однокурсников — с другой.
 
— Мы не реагировали, потому что это был не митинг.
 
— Вам разве не поступали устные обращения граждан?
 
— Граждане не оставили своих контактных данных.
 
— А реагировать на устные обращения, что, не входит в ваши полномочия?
 
— М-м… это входит в наши полномочия.
 
— Так чего мы ждем? Чтобы люди в суд пришли?
 
Судье понадобилось около 10 минут, чтобы принять решение. Органам власти было предписано незамедлительно начать устранять нарушения как правопорядка, так и правил природопользования на Чистых прудах, что, впрочем, на бумаге не означает прямой санкции на разгон лагеря. В рядах же оппозиции уже начали готовится к худшему и даже паковать вещи. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков, приехав к Абаю, предложил сменить формат, переделав лагерь в свою круглосуточную приемную, а также назвал заявителей жалобы "подставными лицами, действующими в интересах власти". Его коллега по нижней палате парламента Илья Пономарев, в свою очередь, предсказал новый этап эскалации конфликта после решения суда. 
 
Документы из Басманного суда доставили к памятнику Абаю только вечером 15 мая, причем в постановлении суда, которое полицейские зачитали собравшимся, есть требование очистить территорию лагеря до полудня 16 мая. Оспорить это решение участники мероприятия не могут: в суде они не были представлены даже в качестве третьих лиц и не имеют прав участников процесса. Оппозиция проводит последнюю ночь с казахским поэтом и выбирает место нового пристанища, желательно, вдали от обитаемых строений.