ВАС РФ на примере "Роснефти" рассмотрит вопрос о том, как нужно было учитывать отчисления в негосударственный пенсионный фонд в период смены законодательства относительно солидарных и именных счетов.
В 2007 году Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №1 провела налоговую проверку ОАО "НК "Роснефть" в части деятельности нескольких присоединенных дочерних компаний (в том числе и из числа тех, кто относятся к "наследию "ЮКОСа") - "Сахалинморнефтегаза", "Туапсинского НПЗ", "Пурнефтегаза", "Ставропольнефтегаза", "Комсомольского НПЗ", "Юганскнефтегаза", "Северной нефти", "Краснодарнефтегаза" — за 2004-2005 годы. По ее результатам налоговики решили привлечь "Роснефть" к ответственности и доначислить налог на прибыль за 2005 год, пени и штрафы за занижение налогооблагаемой базы на общую сумму чуть более 20 млн руб.
Правонарушение, по мнению налоговиков, выразилось в том, что "Роснефть" включила в 2005 году в состав расходов на оплату труда взносы, перечисленные в этом же году на солидарный пенсионный счет в Негосударственный пенсионный фонд "Нефтегарант". Налоговая посчитала, что так можно было поступить только в том случае, если бы отчисления шли на именные счета работников.
"Роснефть" с таким решением не согласилась и обратилась в арбитражный суд. 22 июля 2011 года Арбитражный суд города Москвы отказал ей в удовлетворении заявления, но впоследствии своими постановлениями Девятый арбитражный апелляционный суд (3 апреля 2012 года) и Федеральный арбитражный суд Московского округа оформили прямо противоположную позицию. "Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что поскольку общество использовало пенсионную схему, в соответствии с которой перечисляло взносы на солидарный счет, а не на именные счета работников, то оно было вправе учесть эти денежные средства в составе расходов с момента, когда взносы фактически уплачены в негосударственный пенсионный фонд", — говорится в материалах дела. После этого уже налоговики попытались добиться пересмотра этих судебных актов и обратились в надзорную инстанцию.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ (Анатолий Першутов, Марина Зорина и Светлана Петрова) пришла к выводу, что дело (А40-23728/2008) следует передать на рассмотрение президиума. "До 1 января 2005 года взносы [пенсионные] относились к расходам на оплату труда независимо от применяемой пенсионной схемы и учитывались в соответствии с п.6 ст.272 НК в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были перечислены (выданы из кассы)", — указала "тройка", добавив, что такое же разъяснение изложено в письме Минфина РФ от 14 января 2004 года. Однако тут же коллегия напомнила, что с принятием ФЗ-204 расходы по негосударственному пенсионному обеспечению можно относить на затраты в отчетном периоде перечисления только в том случае, если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на именных счетах участников НПФ, но не на солидарном.
Сделав этот предварительный вывод, судьи ВАС перешли к главному вопросу — с какой даты следует применять ФЗ-204. Судьи надзора считают, что это надо делать с 1 января 2005 года, тогда как их коллеги из апелляции и кассации сочли, что только на год позднее.
Эксперты считают, что разрешение этого дела будет зависеть от толкования п.1 ст.5 НК РФ, который устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Руководитель налоговой практики, партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Олег Баженов считает, что "исходя из традиционного понимания духа и буквы" этой нормы ФЗ-204 "мог начать регулировать правоотношения только с 1 января 2006 года и не может распространять свое действия на 2005 год, поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является год". А предлагаемое коллегией надзора толкование, по его мнению, "нелогично" (судьи ВАС написали, что "с момента официального опубликования 31 декабря 2004 года новый налоговый период по налогу на прибыль исчисляется с 1 января 2005 года"), так как оно выхолащивает функцию п.1 ст.5 НК, устанавливающего особый порядок вступления в силу нововведений в законодательство о налогах и сборах: не ранее нового налогового периода, чтобы налогоплательщик имел возможность приготовиться к ним. В свою очередь младший партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Елена Родионова отметила, что "пока нет единой практики по этому вопросу, налогоплательщики вынуждены на свой страх и риск выбирать наиболее приемлемый для себя вариант и быть готовыми отстаивать свою позицию в судах".