ПРАВО.ru
Актуальные темы
23 октября 2014, 0:29

Деофшоризация зашла в Госдуму с черного хода

Деофшоризация зашла в Госдуму с черного хода
Фото с сайта pg12.ru

В Госдуму через депутатов, а не через правительство попал законопроект о деофшоризации экономики. Российских владельцев офшоров заставят уведомить о своих долях налоговиков, а в противном случае будут принудительно ставить на учет. Неплатящим налог с прибыли в контролируемой иностранной компании грозят наказаниями, но обещают быть нестрогими в 2015-2017 годы. Юристы считают, что законопроект "рабочий", но может повлечь дополнительные расходы даже для добросовестных бизнесменов.

Больше года Минфин, парламентарии и предпиниматели бьются над реализацией желания президента Владимира Путина о деофшоризации российской экономики. В декабре 2013-го Путин, недовольный масштабами оттока капитала за границу, в послании Федеральному собранию назвал два способа борьбы с этим: по российским правилам начислять налоги на доходы компаний, принадлежащих россиянам, но зарегистрированным в офшорной юрисдикции, а также не оказывать таким структурам господдержку, то есть не давать кредиты "Внешэкономбанка" и госгарантии. Однако, несмотря на подсказку, законодатели быстро не смогли оформить идею в закон. Минфин сначала предложил достаточно жесткий вариант: обязать платить налог в России с не распределенной на дивиденды прибыли в том случае, если доля участия резидентов РФ (с учетом супругов, детей и "иных лиц") превышает 10%. Ставки налогов стандартны: 20% для компаний и 13% для граждан и превышают размер отчислений с дивидендов – 9%.

После критики бизнеса и совещаний у премьера Дмитрия Медведева проект смягчился: контролируемой компанией предлагалось считать первые два года действия закона ту, что принадлежит российским резидентам на 50%, а затем – на 25%. Налог с ее нераспределенной прибыли придется платить каждому российскому владельцу более 10% акций. Но этот документ через правительство так и не попал в Госдуму. Свой вариант по деофшоризации в сентябре предложили и сенаторы во главе со спикером Совета федерации Валентиной Матвиенко. В частности, они готовы запретить компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, выступать стороной в госконтракте. Но в Госдуме к рассмотрению этих проектов так и не приступили, а Белый дом попросил их существенно доработать (подробнее>>). 

Теперь за дело принялись депутаты Госдумы – сегодня представители всех думских фракций обнародовали свои поправки в Налоговый кодекс. Документ № 630365-6 оказался в думе за подписью единороссов Владимира Васильева и Сергея Неверова, Владимира Жириновского (ЛДПР), эсеров Михаила Емельянова и Владимира Парахина, коммунистов Ивана Мельникова и Сергея Вороненкова. В Госдуме рассчитывают на быстрое прохождение документа, тем более, его новеллы повторяют те, которые ранее были одобрены на правительственном уровне. 

В НК, если документ станет законом, появятся понятия "контролируемая иностранная компания" (КИК) и "контролирующее лицо". В список КИК попадут иностранные организации, не являющиеся резидентами РФ, но контролируемые россиянами. Признаваться КИК будут также иностранные структуры без образования юрлица, принадлежащие российским налоговым резидентам. К числу контролирующих лиц предлагается относить физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 50%, а после 2017 года – более 25%. Также к ним смогут относить тех, кто имеет долю более 10% (для физлиц доля определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) в организации, если в ней суммарно принимают прямое или косвенное участие (50%) налоговые резиденты РФ. При этом есть оговорка, что осуществлением контроля будет считаться и "оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации".

Налогоплательщиков законопроект обязывает сообщать УФНС о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица). На это отводится месяц с момента возникновения или изменения доли участия в этой организации. Также отчитаться перед фискалами придется и при наличии контролируемых иностранных компаний. Это нужно будет сделать не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица. В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик в течение месяца должен известить об этом налоговый орган.

Будут и исключения из правил. От налогов предлагается освободить прибыль КИК, если она является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами, и образована в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза. Исключение сделано и для тех КИК, которые находятся в государстве, подписавшим с Россией договор по вопросам налогообложения, наладившем обмен информацией, а оплачиваемый за рубежом налог "не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций".

Контролирующими лицами в глазах фискалов бизнесменам можно будет стать как добровольно – подав уведомления (указав долю участия в иностранной компании), либо принудительно, если у ФНС окажутся данные из компетентных иностранных органов. В последнем случае налоговики запросят данные у налогоплательщика: ему за 20 дней придется либо подать соответствующее уведомление о том, что он контролирует иностранную организацию, либо опровергнуть это. Такое извещение от фискалов налогоплательщик сможет в течение трех месяцев оспорить в суде, если он никак не отреагирует на письмо, то будет считаться, что он признал себя контролирующим лицом иностранной компании.

За непредоставление налоговикам уведомления о КИК, либо предоставление недостоверных сведений предусматривается штраф в 100 000 руб. по каждой компании. За аналогичное нарушение из-за участия в иностранных организациях будет положен штраф в 50 000 руб. в отношении каждой организации. Наказания не будут применять в 2015-2017 годы.

Рублем будет караться неуплата или неполная уплата контролирующим лицом налога из-за того, что в налоговую базу не включена доля прибыли КИК. За это будет полагаться штраф в 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 руб. При этом к уголовной ответственности нарушители не будут привлекаться за неуплату таких налогов в 2015-2017 годах, если ущерб России возмещен в полном объеме.

Адвокат компании "Налоговик" Антон Соничев считает законопроект "рабочим". "В действующей редакции он сможет заработать и принести результаты", – полагает он. Тем не менее, есть в документе и риски. Соничев опасается, что контролирующими лицами будут признавать без веских на то оснований, а значит, необоснованно увеличат налоговую нагрузку. "Так, согласно законопроекту контролирующим лицом будут признавать не только исходя из наличия официальной доли владения иностранной организацией, но и исходя из возможности того, может ли такое лицо оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые иностранной компанией в отношении распределения полученной ею прибыли, – говорит он. – То есть юридическое или физлицо могут признать контролирующим лицом, даже если оно совсем не имеет никакой доли в иностранной организации". Предполагается, что это касается схем, когда иностранной компанией владеют через подставных лиц. Но тут существует повышенный риск роста претензий и подозрений со стороны налоговиков к добросовестным бизнесменам. Даже если в результате удастся доказать, что косвенного владения иностранной компанией нет, то расходы и время на претензии и споры с налоговиками уже будут потрачены". С ним соглашается партнер компании "Налоговик" Роман Терехин: "Непонятно, как налоговики будут определять и выяснять этот момент косвенного владения, поэтому могут пострадать и добросовестные бизнесмены". 

Кроме того Соничев боится, что под действие закона могут попасть добросовестные бизнесмены, и он может препятствовать развитию российского бизнеса за границей. "Согласно законопроекту и не планируется, что он затронет предпринимателей и организации, осуществляющие активную производственную деятельность в иностранном государстве и пользующихся налоговыми льготами зарубежных стран. Но все же существует риск, что налоговые органы не смогут во всех случаях правильно оценить, использует ли компания офшоры только для вывода средств или же офшоры нужны для реального осуществления бизнеса за границей, – рассуждает он. – Проверки и выяснения этих фактов могут принести ущерб бизнесу и препятствовать полноценной деятельности. Не исключены и судебные разбирательства из-за ошибок налоговиков в выяснении настоящих мотивов использования офшоров, что для бизнеса означает дополнительные расходы".

Терехин тоже отмечает, что "законопроект не в полной мере отвечает интересам бизнеса, поскольку он призван увеличить налоговую нагрузку на него". "Не удалось отстоять бизнесу размер доли в иностранной компании, от которого будут отталкиваться, чтобы установить статус контролирующего лица. Бизнесу было бы выгодней, если бы этот показатель не опускался ниже 50%", – говорит он. Однако, отмечает Терехин, в документе есть и положительные моменты, например, продолжительный переходный период до 2017 года. До этого момента контролирующими лицами будут признаваться физические и юридические лица, владеющие 50% и более доли в уставном капитале иностранной организации, и лишь после лимит снизится до 25%. "Кроме того, законопроект предусматривает своеобразную налоговую амнистию: до 2017 года не будут привлекать к налоговой и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в рамках этого закона", – отмечает он.

С текстом законопроекта № 630365-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" можно ознакомиться здесь.