На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О ратификации соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата". Кроме России в программе принимают участие Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина. Суть соглашения заключается в том, чтобы создать условия для международного обмена информацией об угнанных автомобилях, для своевременного, а главное — беспошлинного возврата их на родину.
Так, если раньше похищенные авто, обнаруженные за границей, возвращались в Россию по тем же таможенным правилам, что и новые машины, то есть владельцу приходилось платить ввозную пошлину во второй раз, теперь никаких пошлин, налогов, акцизов, сборов и других платежей, связанных с перемещением через границы нет. Корреспондент "Право.ру" связался с известными людьми, которые становились жертвами угонов, чтобы узнать, как они оберегают своих железных коней и что думают о законодательном нововведении.
Валерий Леонтьев, певец:
- Всегда хочется верить, что законы, касаемые краж, угонов и тюрем уж кого-кого, а тебя ни в коем случае не коснуться. Тем не менее, никто из нас, как говорится, не застрахован… Я считаю, в новом соглашении, подписанном Президентом, есть огромный плюс — главное, чтобы он действовал, а не был забыт, как многие толковые указы и распоряжения.
Восемь лет назад у меня среди белого дня прямо от студии на Бауманской улице угнали "Mitsubishi Pajero". Джип, в принципе, был уже старенький, но японской сборки, мне его специально из Японии сюда гнали. Естественно, его объявили в розыск и, как ни странно, через несколько месяцев нашли на территории Украины. Я встал перед выбором: отказаться от машины или заплатить почти три с половиной тысячи долларов. Как, наверное, большинство автовладельцев в таком случае, я немного повозмущался, но был вынужден пойти на эти расходы.
Алексей Ягудин, фигурист:
- Если вашу машину захотят угнать, если она понравится какому-нибудь преступнику или на нее будет заказ в соответствующих кругах, ее обязательно угонят, как бы вы ее не охраняли и какие сигнализации не ставили. Прошлым летом мой "Porsche Cayenne" оборудованный аж тремя сигналками — от спутниковой до бортового компьютера, блокирующего двигатель при неправильном введении секретного десятизначного пароля, уехал в неизвестном направлении прямо от моего дома. Обидно даже не то, что машину увели, а то, что в ней находились кое-какие документы, костюмы и одна из моих ценных наград. Дело в том, что я в тот день собирался на фотосессию и взял с собой медаль и кое-что из своего гардероба.
Машину так и не нашли. Если бы ее обнаружили и предложили заплатить таможенные пошлины, я бы, возможно, на это пошел. Другое дело, что за руль этого джипа я бы уже не сел — после того, как в нем побывали угонщики, это как-то неприятно даже. Скорее всего, я бы его попросту продал.
Марк Тишман, певец:
- То, что принимаются какие-то законы в пользу автолюбителей — это, конечно большой плюс. А то в последнее время сплошной негатив: штрафы увеличивают, гаишники свирепствуют, бензин дорожает… Но, с другой стороны, эта акция правительства больше показательная, поскольку касается узкого круга граждан, сумевших купить очень дорогие иномарки. Поверьте мне, девяносто девять процентов автолюбителей ездят на машинах, которые если угонят — то только для того, чтобы разобрать на запчасти, и уж тем более не будут перегонять за границу. Операция по розыску и пересылке таких машин будет стоить больше, чем сама машина!
В моей жизни был такой случай. Мой "Suzuki" исчез прямо от магазина, у которого я припарковался. Я сразу подумал, что авто угнали. Времени писать заявление в милицию не было — я опаздывал на концерт. Уже ночью, после выступления, я поехал в милицию, где узнал, что мое авто просто эвакуировали за неправильную парковку. Процедура возврата машины, как известно, очень нудная. Пришлось воспользоваться "служебным положением" и попроситься без очереди. Помню, на штраф-стоянке сторож надо мной смеялся: "Да кому нужна твоя развалюха? Такие угоняют только официально и только к нам".
Марина Хлебникова, певица:
- Честно говоря, о борьбе с хищением автомобилей, слышу впервые, но если власти решили взяться за ситуацию, это очень хорошо. Закон этот — прямо-таки для меня. У меня настоящая "непруха" с машинами, в общей сложности у меня угнали четыре автомобиля, и лишь один из них вернули, причем по весьма распространенной схеме: страховая компания нашла мой "Lexus EX350" в Армении, после чего мне предложили поехать самой на Кавказ — опознавать машину, либо оплатить услуги по возврату и растаможку. К счастью, в отличие от большинства рядовых граждан, я имею некоторые знакомства в силовых структурах и мне машину вернули только лишь за оплату растаможивания. Но даже подумать страшно, каково простым людям, на какие деньги они попадают…
Увы, решить кардинально проблему можно только одним способом: ужесточить наказание за угон автомобилей, вплоть до пожизненного заключения. Иначе никак. А все сигнализации и антиугонные системы — это орешки для профессиональных воров, которые они щелкают на раз. Так что сейчас для меня главный антиугонный шаг — это аэрографическая татуировка на кузове машины. Когда авто очень яркое и заметное, шансы на угон резко падают — какому преступнику хочется быть у всех на виду. Сейчас мой "Lexus" — пиратский корабль Ди Гриза — Стальной Крысы из книги Гарри Гаррисона, а по виду перекликается с кораблями "Звездных Войн".
Александр Градский, певец, композитор:
- Мой "Porsche Cayenne" угнали в декабре 2005 года из центра Москвы. Момент угона был запечатлен камерами наружного наблюдения, установленными на домах, был введен план "Перехват", но авто так и не задержали. Прошло немного времени и машина обнаружилась в Братске Иркутской области. С просьбой поставить машину на учет обратился один из местных жителей. У милиционеров возникли сомнения по поводу подлинности паспорта транспортного средства иномарки, они провели экспертизу, где и выяснили, что идентификационные знаки автомобиля и документы на него являются подделками. Пробили по базе и отзвонились мне — нашли, мол, коня. Машину конфисковали и отправили в Москву, после чего вручили мне. Ни за что платить мне не пришлось, поэтому смысл всех этих новых законов мне непонятен. Может, дело в том, что машина находилась на территории России, а не в странах СНГ? В любом случае, я бы ни копейки не заплатил государству — с какой стати?
Обидно, что самих угонщиков не поймали и не арестовали. Обидно и то, что к владельцу автомобиля, который ставил мой "Porsche" на учет у милиции не было претензий — у него забрали машину, и все. Сказали, что он был добросовестным приобретателем, якобы, это ему подсунули "не чистый" автомобиль. Я считаю, что надо властям жестче быть в подобных ситуациях и судить, сажать не только угонщиков, но и тех, кто приобретает краденное. Больше чем уверен, что этот человек все же был причастен к банде автоворов.
Елизавета Боярская, актриса:
- Когда я покупала в автосалоне свою "Honda Сivic", меня успокоили — машина не очень популярная у угонщиков, она вряд ли кого заинтересует. Однако от парковки у Малого драматического театра в Графском переулке, где я работаю, машину угнали поздно вечером. Я вышла с репетиции — и ее как не бывало. К сожалению, машину так и не нашли. Я не думаю, что она уехала куда-нибудь в Казахстан, Грузию или Белоруссию, скорее всего ее где-нибудь здесь, в городе, или в области, загнали в какой-нибудь гараж, перебили номера и уже продали на авторынке. Мне печально, что мы не боремся с локальными угонами, а мыслим масштабно. Поверьте мне, владельцев тех же "Honda" в тысячи раз больше, чем "Bentley", и их права получаются ущемленными. Их машины никто здесь не ищет, а дорогие тачки теперь не только будут искать по всей стране и соседним странам, но и возвращать будут совершенно бесплатно…
Игорь Корнелюк, композитор:
- Мой "Lexus" приглянулся профессионалам. За считанные минуты они отключили противоугонную систему и, как говорится, поминай, как звали… В милиции мне сразу сказали, что машину если и найдут, то где-нибудь в районе Чечни и забирать ее придется самому. Причем припугнули, что придется готовить кучу денег — и для милиционеров всех рангов, и для таможенников. Дали ценный совет: если позвонят из милиции или страховой и скажут, что нашли машину, нужно говорить, что не признаю по фотографиям и описанию свое авто и требовать, чтобы они сами привезли его сюда на экспертизу и сами доказывали его подлинность. К счастью, советами воспользоваться не удалось — угнанный джип так и не нашелся.
Александра Захарова, актриса:
- Честно говоря, всегда думала, что у меня машину не угонят. Вроде и парковалась только на охраняемых парковках, и сигнализации самые дорогие ставила. А вот полтора года назад оставила свою бежевую "Toyota Land Cruiser" у московского театра "Ленком" всего на двадцать минут, вышла — и машины нет. Машина была оформлена на папу, Марка Захарова, — ему этот джип подарили в 2004 году. Он сам обратился в милицию, но, увы… Там нам заявили, что дело безнадежное.
Несмотря на то, что прошло так много времени, мы не теряем надежды — ведь бывали случаи, даже у моих знакомых, когда машину находили и через три года. Естественно, если вдруг джип найдется, заплатишь любые деньги, чтобы его вернули. И то, что появился закон, по которому не надо ничего платить — так про это никто и не знает. Мне кажется, одна из главных проблем нашего общества — отсутствие должного информирования и юридическая безграмотность. И с этим надо что-то делать.
Наташа Королева, певица:
- Мою машину угнали несколько лет назад и до сих пор ее не нашли. Причем, на меня выходили некие люди, которые представлялись частными детективами и предлагали отыскать "Toyota Prado" за четверть его стоимости.
К счастью, джип был не единственной машиной в семье и мне просто пришлось пересесть на другой — "Hummer". А ко всем законам, касаемым автолюбителей и автоугонщиков я отношусь по-философски: что бы там не придумывали, угоняли, угоняют и угонять будут всегда. Просто если раньше кто-то делал бизнес на растаможке найденных машин, то теперь их просто не будут находить.
Александр Маршал, музыкант:
- Если бы закон был принят чуть раньше, я бы сэкономил порядка 4 тысяч евро, которые пришлось заплатить за "Toyota Land Cruiser", который нашли в Белоруссии. Я искренне рад, что государство принимает такие адекватные законы, ведь понятно, что глупо было человеку, не совершавшему правонарушений, пострадавшему от действий преступников, еще больше капать на мозги и залазить к нему в кошелек. Хорошо бы еще пересмотрели возврат стоимости растаможки для тех, кому уже возвращали машины и кто платил за их повторную растаможку. Уверен, таких людей даже не сотни — тысячи, десятки тысяч.
Автор: Денис Лобков