Кировский районный суд Ростова-на-Дону удовлетворил иск Южного филиала авторского общества (РАО) к организаторам концерта английской группы Deep Purple в Ростове 19 октября 2008 года. Суд признал, что организаторы концерта должны были получить в РАО лицензию для британских рокеров на публичное исполнение ими своих песен.
Решение ростовского райсуда суда вызвало широкий резонанс в российских и зарубежных СМИ своей неоднозначностью. Вместе с тем у многих журналистов и блоггеров вызвали недоумение прежде всего действия РАО.
Решение суда
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 №218 за проведенный ответчиком концерт подлежало выплате авторское вознаграждение в размере пяти процентов от сумм валового сбора, полученного от продажи билетов. Однако, авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений организатором ООО «Юг-Арт» выплачено не было.
Постановлением Правления Авторского Совета РАО от 18.12.2006 г. установлен минимальный размер компенсации за один случай бездоговорного использования одного произведения из Репертуара РАО — 30 тысяч рублей.
Ответчиками на суде выступили организаторы концерта — ООО «Юг-арт», которое занималось обеспечением райдеров артистов, размещением на территории Ростова-на-Дону, рекламой концерта, арендой площадки и реализацией билетов.
Согласно решению суда, за бездоговорное использование произведения ООО «Юг-арт» должен выплатить 450 тысяч рублей (по 30 тысяч за каждую из 15 песен, исполненных на концерте) в пользу Южного филиала РАО. Определенная часть этой суммы (размер которой РАО не называет) будет выплачена авторам песен: Яну Гиллану, Яну Пейсу, Роджеру Гловеру, а также члену авторско-правового общества BMI Стиву Морсу. Также ответчик должен возместить РАО расходы по оплате госпошлины в сумме 6100 рублей и стоимости билетов в размере 7500 рублей.
Южный филиал РАО занимается «охраной» авторских произведений и обязан обеспечить «авторское вознаграждение» в случае публичного исполнения произведений, добавили в суде.
Руководство компании-организатора не согласилось с таким решением суда и подала кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию — Ростовский областной суд. Представитель фирмы-ответчика обратил внимание, что ООО «Юг-арт» не использовала песни Deep Purple, а авторы-члены группы имеют исключительное право на исполнение своих произведений.
Позиция ЮФ РАО
Согласно законодательству, РАО представляет интересы всех иностранных музыкантов в нашей стране «по умолчанию». Авторские права были нарушены, так как рок-группа не получила лицензию на исполнение своих песен. И хотя поименованные в судебном решении музыканты не передавали РАО никаких авторских прав и не просили защищать их, договор считается заключенным «по умолчанию»:
«На основании государственной аккредитации, полученной РАО в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ, РАО осуществляет управление правами не только тех правообладателей, которые включены в настоящий реестр, но и правами правообладателей, не передавших РАО свои права в управление, за исключением тех, которые изъяли свои права из управления РАО в соответствии с действующим законодательством».
Названные рок-музыканты Deep Purple являются членами иностранных правовых организаций PRS и BMI. Обе организации — партнеры РАО, обязавшие защищать права зарубежных авторов на территории России, отметил директор Южного филиала РАО Валерий Куделькин.
Позиция ООО "Юг-арт"
«В соответствии с требованиями ст.1315 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право на исполнение. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. ООО "Юг-арт" не является артистом-исполнителем, нами непосредственно произведения не используются и не исполняются, а следовательно ООО "Юг-арт" не является плательщиком авторского вознаграждения, поскольку артист- исполнитель нам своих полномочий на оплату авторского вознаграждения не передавал. Организаторы концертов и арендодатели площадок не являются пользователем произведений, демонстрирующихся публично, они не имеют права влиять на репертуар исполнителя и, соответственно, не несут за него ответственность».
Юридическая коллизия
Между тем, юристы ООО «Юг-арт» отмечают, что ЮФ РАО требует от организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий заключать с ними лицензионное соглашение (договор), противоречащее Гражданскому кодексу РФ, в котором прописано, что «… организации и граждане … вправе … обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (граждан) по их просьбе» (ч. 1 ст. 46 ГПК).
По словам юристов, действия РАО часто доходят до «форменного беспредела», когда с автора — исполнителя своих же произведений взимается авторское вознаграждение в размере 5 процентов от общей выручки за концерт в пользу РАО, с последующей выплатой их обратно, за минусом комиссионных от 15 процентов и более. Причем автор получит эти деньги только в том случае, если он сам за ними придет.
Моральная коллизия
Кроме того, как сообщает ООО «Российское общество участников культурно-досуговой деятельности», ЮФ РАО ставит в глупое положение самих авторов — исполнителей своих произведений. Часто они вынуждены лично звонить и уговаривать руководство ЮФ РАО разрешить им выступить с концертом на площадках Ростовской области и не взимать авторское вознаграждение с организаторов концертов. Только за последнее время через подобную процедуру были вынуждены пройти: Елена Воробей, Владимир Черняков, Сергей Дроботенко и др.
Показателен тот факт, что сами Deep Purple не проявляет к данному судебному разбирательству никакого интереса. «Кто их просил защищать Deep Purple?! Музыканты уехали довольные гонораром. А нам теперь оплачивать судебные издержки!», — сетуют организаторы концерта.
Бизнес-коллизия
Своими действиями представители ЮФ РАО также наносят материальный ущерб организаторам зрелищно-развлекательных мероприятий, концертным залам, исполнителям и самим авторам. Так, нынешний судебный процесс нанес непоправимый урон деловой репутации ООО «Юг-арт».
Участники рынка убеждены, что к услугам РАО можно прибегать, если нет иной возможности урегулировать взаимоотношения авторов и исполнителей, однако Российское авторское общество пытается установить монополию на данном рынке услуг.
Вывод
Добавим, что подобные лицензионные соглашения заставляют заключать владельцев ресторанов, баров, общественного транспорта, организаторов выставок и многих других заведений, где звучит музыка. Таким образом, с них просто ежемесячно взимают, в том числе РАО, фиксированные суммы с последующим распределением собранных средств по своему усмотрению.
В связи с этим, от имени группы предпринимателей работающих в сфере малого бизнеса: организаторов концертов артистов российской и зарубежной эстрады; владельцев ресторанов, кафе, баров; руководителей предприятий общественного транспорта; представителей выставочного бизнеса было подано обращение на имя Президента РФ Дмитрия Медведева, Премьер-министра РФ Владимира Путина, в Генеральную прокуратуру РФ, Министерство культуры РФ, в котором просят их обратить внимание на эту абсурдную практику.