В Госдуме первое чтение прошел законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В случае его принятия российские телеканалы могут лишиться возможности показывать раньше 23.00 практически любой художественный фильм.
Телевидение
По мнению авторов законопроекта, информация, содержащая нецензурную брань, побуждающая к употреблению наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ, алкоголя, курению, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, провоцирующая на членовредительство, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости, а также пропагандирующей «отрицание семейных ценностей», может нанести вред здоровью и развитию детей. Авторы документов предлагают ограничить распространение такой информации на телеканалах ночным эфиром (с 23.00 до 6:00). Отмечается, что с определенными ограничениями «вредные» передачи могут демонстрироваться и раньше: например, программы со сценами насилия можно показывать с 21 часа, если в них выражается сострадание к жертве и осуждение насилия.
Кроме того, в детских передачах длительностью меньше 30 минут предлагается запретить вставлять рекламные паузы. В более длинных программах и фильмах минимальный перерыв между рекламой должен составлять 30 минут, сообщают «Ведомости».
Другая информационная продукция
Под запрет на вредную информацию попадет также продукция СМИ, книги, фильмы, компьютерные игры и «иная аудиовизуальная продукция на любых видах носителей», распространяемая по интернету, мобильной связи и «посредством публичных зрелищных мероприятий».
На некоторую информацию предлагается наложить ограниченный запрет — на «описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий» и продукцию, способную «вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающую им ужас».
В последнем случае речь идет, например, об излишне натуралистическом показе несчастных случаев. К такой информации дети смогут получать доступ в зависимости от попадания в одну из четырех возрастных категорий, которые предлагают ввести законодатели: «до 6 лет», «с 6 лет», «с 12 лет» и «с 16 лет». Например, до 6 лет дети могут наблюдать «эпизодическое изображение насилия» при наличии в сюжете «идеи торжества добра над злом», а с 12 лет — услышать с экрана или прочитать в книге «отдельные бранные слова», «не относящиеся к нецензурной брани».
Соответствующие знаки должны располагаться на первой странице или титульном листе издания или появляться в начале каждой телепередачи.
История вопроса
Перед внесением в Госдуму законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был рассмотрен 7 апреля этого года на совместном заседании комиссий Мосгордумы по социальной политике и здравоохранению. Глава комиссии по здравоохранению Людмила Стебенкова заметила тогда, что федеральный парламент обсуждал уже 16 подобных инициатив, но в стране так и не принят закон, «препятствующий распространению информации, травмирующей психику ребенка». «С чего-то надо начинать»,- заявила депутат, предложив поддержать проект, который впервые «устанавливает рамки для хозяев информации».
Одобренный столичным парламентом законопроект внесла в Госдуму группа из 16 депутатов под руководством вице-спикеров парламента Олега Морозова и Надежды Герасимовой.
Кроме того,13 мая Госдума приняла во втором чтении схожий по тематике законопроект, ограничивающий доступ детей к аудио-, видео- и печатной продукции, содержащей порнографию, а также пропаганду насилия, жестокости, наркомании и антиобщественного поведения. Законопроект повышает с 16 до 18 лет возраст подростков, которым могут запретить доступ к такой продукции. Эти поправки внесены в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Прогнозы
Эксперты высоко оценивают шансы законопроекта быть быстро принятым в Госдуме. Помимо вице-спикеров Морозова и Герасимовой в этом заинтересованы сразу несколько глав влиятельных думских комитетов, которые фигурируют среди авторов законопроекта. За скорейшее принятие документа ратует также глава МВД Рашид Нургалиев, который предложил дополнить его «существенным штрафами» для нарушителей и даже назвал одного из них — телепроект «Дом-2». В столичном ГУВД предлагают дополнить документ еще и нормой, предусматривающей конфискацию у нарушителей «информационной продукции вместе с оборудованием, на котором она была произведена».
В ходе обсуждения законопроекта в конце июня председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выразила уверенность в том, что законопроект будет принят во втором и в третьем чтениях в осеннюю сессию и поступит на подпись к президенту РФ до конца 2009 года. В сопровождавших проект документах фигурировало 1 июня 2009 года как дата вступления закона в силу.
Впрочем, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров утверждает, что законопроект требует значительной переработки. По его словам, комитет по экономполитике готов рассмотреть замечания телеканалов и рекламодателей и внести поправки ко второму чтению.
«Чем больше поправок мы рассмотрим, тем основательнее будет закон», — соглашается с ним Мизулина.
Мнения экспертов
Некоторые эксперты считают, что «запреты работать не будут». По мнению научного руководителя учебно-методического центра «Игры и игрушки» доктора психологических наук Елены Смирновой, у психологов «нет четких измеримых критериев, по которым можно определить вред, который наносит та или иная информация». «Убийства же есть и в сказках, и в боевиках»,- приводит слова эксперта «Коммерсантъ».
Существенной проблемой является и финансовое состояние телекомпаний, многим из которых после принятия этого закона может грозить даже банкротство.
«Если закон вступит в силу в таком виде, то телеканалы потеряют до 20 процентов заработков от рекламы, потому что от них уйдет заметная часть аудитории», — утверждает вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Александр Митрошенков.
По словам первого заместителя гендиректора холдинга «Рен ТВ» Ларисы Пригородовой, потери каналов будут даже больше. «Фактически мы не сможем показать до 23 часов ни одного фильма — ни „Рэмбо“, где убивают людей, ни „Девчат“, потому что там пьют водку», — говорит она.
Запрет же рекламы в детских передачах, вполне вероятно, попросту лишит телеканалы «экономического стимула создавать такого рода передачи», опасается Митрошенков.