В русскоязычном сегменте интернета (рунете) может быть введена цензура. Известный политтехнолог Михаил Ковалев направил заявление в прокуратуру с требованием запретить использование ненормативной лексики в "Живом журнале".
Координатора движения "Воины Креатива" возмутил блог дизайнера Артемия Лебедева на платформе Livejournal. Поводом для обращения прокуратуру стала обсценная лексика Лебедева и оскорбительные высказывания в адрес читателей ЖЖ, сообщает "Новый регион".
В своем блоге по поводу данного решения Ковалев пишет: "…он (Лебедев) знает, что его блог читает ежедневно 150 тысяч пользователей — а это сравнимо и даже превосходит аудитории ведущих российских СМИ. Лебедев является почти кумиром для десятков тысяч молодых людей, а значит, является примером для подражания. Использование им ненормативной лексики ПУБЛИЧНО наносит непоправимый вред психоэмоциональному состоянию целого поколения творческих молодых людей, считающих это стандартом поведения успешного человека".
По данным статистики, блог Лебедева (пишет под ником tema) занимает второе место по посещаемости, на данный момент на его ЖЖ подписаны 148 679 человек. Лебедев ранее уже испытывал проблемы из-за содержания своего онлайн-дневника. В июне 2008 года по жалобе одного из пользователей администрация "Живого Журнала" на несколько дней закрыла блог Лебедева из-за публикации в нем фотографии с предположительно несовершеннолетней девушкой, изображенной топлес.
Ковалев обращает внимание на недостойное поведение Артемия Лебедева не только в сети, но и в реальной жизни. Во время своего путешествия по Украине Лебедев на одном из храмов написал нецензурное слово из трех букв, фотографировав свое творчество, и разместил затем это фото в своем ЖЖ.
Закон
Исключить из лексикона человека, а тем более целого интернет-сообщества, неприличные слова решением суда вряд ли удастся.
Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей.
И такое право распространяется весьма широко, вплоть до возможности распространения информации шокирующей или беспокоящей граждан, согласно решению Европейского Суда по правам человека по делу "Хендисайд против Объединенного Королевства" 1976 года.
Однако осуществление этих свобод все же может быть сопряжено с определенными ограничениями или санкциями, которые необходимы в демократическом обществе, в том числе для охраны нравственности или защиты прав других лиц (ч. 2 ст. 10 Конвенции).
Отметим, что законы, позволяющие привлечь матерщинника к ответственности, имеются в России уже давно.
Статья 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) квалифицирует употребление ненормативной лексики в общественных местах (интернет — место общественное) как мелкое хулиганство, за что установлена административная ответственность — наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Кроме того, мат можно расценить как нарушение статьи 130 УК РФ ("оскорбление"), а также статьи 152 ГК РФ ("унижение чести, достоинства, деловой репутации").
На деятельность СМИ распространяются нормы закона "О государственном языке", запрещающие использовать слова и выражения, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов.
Вместе с тем, во всех этих документах отсутствуют четкие определения ненормативной лексики или отсылки на соответствующие словари и справочники. Из-за чего сегодня весьма проблематично привлечь в судебном порядке россиянина за брань и ошибки не только в интернете, но даже и в реальной жизни.
В июне текущего года Минсвязи заявило о намерении определить список ненормативных слов русского языка на уровне нормативных актов. Будет создана рабочая группа при межведомственной комиссии по русскому языку для совершенствования нормативно-правовой базы защиты русского языка как государственного языка РФ.
Предметом работы данной группы, по словам пресс-секретаря Минкомсвязи Елены Лашкиной, "должно стать понятие нормы русского языка, которое в настоящее время нечетко раскрывается в нормативных актах"
Прецеденты
Несмотря на существующие проблемы применения "антиматерщинных" законов на практике в последнее время стали появляться первые подобные судебные прецеденты, которые в скором времени обещают стать обыденным явлением.
Шестого августа этого года мэра города Заречный в Свердловской области Андрея Кислицына оштрафовали за мат в интернете. Поводом для иска потерпевших стало оскорбление, нанесенное на одном из интернет-форумов: в беседе со своим оппонентом Владиславом Городецким градоначальник позволил себе нецензурные высказывания.
Например, Кислицын обвинил супругу потерпевшего в том, что она, будучи работником товарищества собственников жилья, вымогает и крадет деньги. Именно для подкрепления данной мысли мэр Заречного не стеснялся в выражениях.
В результате судебного заседания иск потерпевших супругов Городецких был удовлетворен. За причиненный моральный ущерб Андрей Кислицын был оштрафован на 20 тысяч рублей. 5 тысяч полагались оскорбленной работнице ТСЖ, 15 — ее супругу, участвующему в споре с мэром.
Первым же решением по уголовному делу о публичном оскорблении в интернете в российской судебной практике можно считать вынесенный в той же Свердловской области в июне приговор, по которому женщину наказали за нецензурную брань в одной из популярных социальных сетей.
25-летняя жительница Первоуральска Алевтина Казанцева создала на сайте два поддельных аккаунта на вымышленные имена Александры Лабастовой и Алены Фроловой. С них она смело выходила на страничку своей знакомой, где комментировала ее фотографии весьма оскорбительно.
Любительницу ругаться суд оштрафовал на 5 тысяч рублей в доход государства. Кроме того, суд обязал Казанцеву заплатить пострадавшей от ее хамства женщине 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Утверждалось, что в России это не только первый случай судебного разбирательства по публикациям в социальных сетях, но также первый случай, когда иск подан по факту оскорбления частного гражданина.
Отметим также, что недавно региональные власти в Курске, Барнауле и Белгороде начали активную кампанию против ненормативной лексики на улицах, введя дополнительные штрафы за употребление в общественных местах мата.
Обсценная лексика в Рунете
Интернет стал флагманом ввода нецензурной лексики в обиходную речь. Однако стоит отметить, что сквернословие в сети имеет свои существенные особенности. Так, можно выделить два основных направления использования матерных слов в рунете: "обмен любезностями" в повседневном сетевом общении (преимущественно в форумах) и творческие изыски виртуозных матерщинников.
Практически каждый интернет-пользователь хоть раз становился свидетелем выяснения отношений в форуме. В таких случаях обычно один посетитель вспоминает все слова, составляющие его матерный лексикон, формируя из них художественные характеристики оппонента. Тот же, разумеется, также не остается в долгу — после обязательной цитаты пассажей обидчика добавляется десяток-другой изысканных выражений собственного авторства. По мнению психологов, такое поведение связано с эмоциональной разрядкой. Интернет, таким образом, выполняют функцию психоаналитика. Однако, в то же время, становится лабораторией, из которой в обиход входят новые словоформы обсценной лексики
Ругаются пользователи интернета по-особенному — "фишкой" интернет-ругани является альтернативное написание "стыдных слов", когда количество и порядок букв сохраняются, но некоторые из них заменяются на символы процента, знака вопроса, решетки, меняются местами и т.п., причем смысл послания все равно читается без труда. Что побуждает пользователей так шифроваться? С одной стороны это позволяет обмануть так называемых "мат-ботов" (роботов, следящих за появлением матерных слов в сообщениях), отмечает Technofresh.ru. С другой стороны, утверждают психологи, употребляя крепкое словцо, человек нарушает серьезные внутренние табу, поэтому бессознательно стремится смягчить и замаскировать этот факт. Так и появляются псевдоматерные интернет-словечки, вызывающие "правильные" ассоциации, а некоторые из них (например, "мля" или "туева хуча") успешно перекочевывают и в "реальную" жизнь.
Второе направление применения мата в сети — своеобразная разновидность творчества, продукт "падонкаффскай" контркультуры. Суть этого движения заключается в создании "креативов" — занимательных текстов на самые разные темы (политика, философия, порнография). Занимательным в этих текстах является, в том числе, крайнее презрение к нормам русского языка. В данном "творческом" контексте мат дает возможность почувствовать пользователю (обычно работнику офиса) небывалую свободу, от начальства, своего социального положения и обязанностей, от скучных и правильных друзей и семьи. Ощущение свободы, пусть и виртуальной, позволяет легче справляться с ограничениями будничной жизни — т.е. играет ту же психоаналитическую функцию.
На сегодняшний день сквернословие заняло прочные позиции в сетевом общении, причем не только в Рунете. За многими деятелями контркультуры вполне угадываются образованные и эрудированные люди. Причина проста — сеть открывает перед сквернословом дополнительную уникальную возможность: можно ругаться и оставаться безнаказанным. Мат оказался замечательно полезной вещью, которая способна спасти "белых воротничков" от выгорания на работе, дать самовыразиться нестандартным авторам и построить целые сообщества "любителей русской словесности".
В этой связи попытка ввести цензуру на обсценную лексику в интернете традиционными способами (штрафами, судами), представляется малоперспективной. Причина, в несопоставимых возможностях судов и масштабов распространения мата в сети. В таком контексте интересным вариантом видится отмена запретов на мат. Ведь стоит наложить строжайшее табу — и желающие его нарушить будут выстраиваться в очередь. Но если каждому разрешить матюгаться всегда и везде, то "изысканные выражения" мигом утратят свою запретную прелесть.