50353737Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Унификация и согласование права международной торговли: развитие, проблемы и тенденции

Торговля является наиболее динамичной областью общественных отношений
Торговля является наиболее динамичной областью общественных отношений

Торговля является, пожалуй, наиболее динамичной областью общественных отношений. Конкуренция заставляет участников торговли создавать новые товары и услуги, разыскивать и осваивать новые рынки, расширять контакты, в том числе за рубежом. Торговля, как правило, связана с высоким риском. Поэтому она требует ясных, предсказуемых, устойчивых и справедливых правил, которые для сохранения баланса интересов сторон можно адаптировать к меняющейся экономической ситуации. Однако различия между регулированием делового оборота правопорядками государств нередко создают для трансграничной торговли неоправданные юридические препятствия. Многие правопорядки недостаточно учитывают текущий уровень делового оборота. В результате применения к одним и тем же отношениям неодинаковых норм права различных государств возникают коллизии и расхождения. Как следствие, международные сделки оказываются лишенными надежной правовой основы. Между тем, как известно, без развитой торговли нет роста благосостояния, не решаются социальные и культурные проблемы. Торговые отношения прочно связывают государства общими интересами. Тем самым они способствуют поддержанию мира, стабильности и прогресса куда эффективнее, чем политические декларации, заверения, призывы и лозунги. Осознавая такую первостепенную роль международной торговли, международное сообщество еще с конца XIX столетия принимало меры по совместному совершенствованию ее правил в интересах не только ее участников, но и всего общества.

Основными взаимодополняющими методами смягчения коллизий между законами явились:

1) установление правил выбора между конкурирующими системами материального права и определения компетентности национальных судов (принятие коллизионных норм) и

2) прогрессивная унификация права (принятие единообразных материально-правовых норм).

Ниже речь пойдет о прогрессивной унификации права.

 

Обзор истории унификации права

От локальной — к международной унификации

В Средние века, до тех пор, пока национальное законодательство оставалось неразвитым, международное торговое право существовало в форме свода обычных норм. Они вырабатывались в ходе коммерческой практики купеческих гильдий. Торговое право различалось по городам и ярмаркам, что приводило к затруднениям в торговых сделках. Это обусловило возникновение так называемой «стихийной» унификации. На смену многочисленным локальным обычаям приходили обычаи региональные, а затем, вслед за активизаций международных связей между коммерсантами, — и международные.

От стихийной — к целенаправленной унификации

Торговые обычаи формировались в течение длительного времени, письменно не закреплялись, существовали в нескольких версиях в зависимости от места их применения и модифицировались под влиянием практики делового оборота. Поэтому они не обеспечивали полноты, ясности и стабильности правового регулирования. Это вызывало необходимость их кодификации и выработки специальных норм, направленных на единообразное регулирование определенных отношений в сфере международного обмена (целенаправленной унификации)1.  Наряду с торговым правом формировалось единообразное публичное, семейное и наследственное право на основе канонического права, которое признавалось во всех странах Европы в результате усиления христианства. Как отмечалось в литературе, в Средние века были заложены основы для развития международного торгового и морского права: именно в этот период появились такие категории международного делового оборота, как вексель, коммерческий кредит, сделки ФОБ и ФАС, коммерческие корпорации, а равно коносамент, чартер-партия2.

От обычая — к закону

По мере укрепления государств и развития их правовых систем нормы права международной торговли были введены в национальное законодательство. Одни из наиболее ранних — Ордонанс о торговле и Ордонанс о мореплавании, принятые во Франции соответственно в 1673 г. и в 1681 г. Самыми яркими примерами являются более поздние своды законов — Торговый кодекс Франции 1807 г. и Германское Торговое уложение 1897 г., основанное на Единообразном торговом кодексе 1861 г. Также новым этапом было введение торгового права в общее право Англии лордом Мэнсфилдом3. При этом государства под влиянием национального капитала, тогда заинтересованного в укреплении своих позиций внутри страны, до второй половины XIX века стремились подчинить отношения с иностранным элементом внутреннему праву. Они осуществляли это путем принятия односторонних коллизионных норм, расширения применения права суда и ограничения применения автономий воли сторон, проводя политику национальной изоляции4.

От изоляции — к сотрудничеству

С конца XIX века международные экономические связи активизировались. Число внешнеторговых сделок значительного выросло, а сами они стали разнообразнее и сложнее. Возникла необходимость в международном сотрудничестве в сфере частного права. В результате унификация права международной торговли стала все больше носить межгосударственный характер. В одних случаях единообразные нормы подлежали применению только к международным сделкам, а в других — также и к внутренним. Одним из важных для развития права международной торговли событий стало создание в 1893 г. Гаагской конференции по международному частному праву, главной задачей которой являлась выработка единообразных коллизионных норм. Вместе с тем, Конференция была создана в расчете на ограниченный круг государств, сходных по уровню экономического, социального, культурного и правового развития и политическому устройству. Помимо нее предпринимались попытки унификации права на региональном уровне: в Скандинавии в середине XIX века и в Америке, Межамериканским советом юристов, который разработал единые правила в области торговли и перевозки грузов.

От единообразных коллизионных — к единообразным материально-правовым нормам

В XX веке применяемыми методами были теперь уже не только выработка единообразных коллизионных норм (напр., в Гаагской Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 г.), но и создание единообразных норм материального права (в Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Оно достигалось путем заключения международных конвенций, использования типовых договоров и общих условий продажи (поставки). К середине 60х гг. XX в. в результате роста взаимозависимости национальных хозяйств и экономической интеграции определенная степень унификации в некоторых ключевых областях (оборотные документы, морская перевозка, арбитраж) была достигнута благодаря международным конвенциям. Нормы, регулирующие международную торговлю во всех национальных системах, независимо от политики и идеологии, приобрели значительное сходство. Общепризнанными стали такие принципы, как автономия воли сторон при заключении договоров, обязательность соблюдения договоров (pacta sunt servanda) при отсутствии невозможности исполнения, и урегулирование споров посредством переговоров и иных согласительных процедур, а также арбитража (третейского разбирательства).

От нормотворчества государств — к нормотворчеству международных организаций

Нормы права международной торговли теперь формулировались международными государственными и негосударственными организациями: Международным институтом унификации частного права (ЮНИДРУА), органами и специализированными учреждениями ООН, в том числе, Экономическими комиссиями для Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным Банком Реконструкции и Развития, ИКАО, ВОИС, региональными организациями — ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ, Гаагской конференцией по международному частному праву, торговыми организациями — Международной торговой палатой, Международным морским комитетом, объединениями юристов-международников — Ассоциацией международного права и рядом других.

От бессистемности к попытке координации

Каждая из организаций, формулирующих нормы права международной торговли, вела эту деятельность в своей ограниченной области и вне связи с другими. Это во многих случаях приводило к дублированию работы. Деятельность в области права международной торговли была нескоординированной. Кроме того, многие конвенции имели лишь региональное значение (напр., Женевские вексельные конвенции 1930 и 1931 гг., Гаагские Конвенции о договорах международной купли-продажи 1964 г.), ни одна из нормотворческих организаций не обладала универсальным членством, а правила, разрабатываемые негосударственными организациями, подлежали применению только в случае непротиворечия императивным нормам права. В результате необходимое для всемирной торговли единообразие, защищенность и предсказуемость были очень ограниченными. В этой связи возникла необходимость в обращении к вопросу развития права международной торговли на универсальном уровне, а именно, уровне Генеральной Ассамблеи ООН. Для выполнения этой задачи была создана специальная Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ставшая главным универсальным центром совместной выработки норм, учитывающих интересы и особенности всех распространенных правовых систем мира.

От государственного — к преимущественно автономному регулированию

Параллельно с активизацией разных форм межгосударственного сотрудничества все большее распространение получило регулирование международных торговых отношений без участия государств. Для этого стали использоваться типовые договоры, общие принципы контрактного права, формулируемые международными организациями, и другие инструменты, имеющие юридическую силу, как правило, при условии ссылки на них сторонами в своем договоре. Правила международной торговли все активнее стали разрабатывать торговые палаты и предпринимательские объединения. Применение компаниями проформ, содержащих подробные условия их типовых сделок, стало широко распространенным.

От желаемой всесторонней — к избирательной унификации

Эпоха глобализации вызвала новые проблемы, связанные с процессами сближения уклада жизни общества в разных странах. Становится все более очевидным: для устойчивого развития приоритетом должно являться сохранение разнообразия национальных культурных особенностей наряду с созданием и применением единообразных правил в ряде областей, в первую очередь — в области международной коммерции. Иными словами, есть те сферы общественных отношений, где необходимо поддержание разнообразия, сохранение различий, и прежде всего это область культуры; одновременно с этим есть те области общественной жизни, в которых унификация уместна, желательна и даже необходима — это частное право, в особенности торговое, а также права человека. В рамках торгового права также стало общепризнанным обращение к регулированию конкретных областей торговли вместо попыток охватить все многообразие торговых отношений.

Общие закономерности истории унификации

1. На протяжении всей истории общества предпринимались многочисленные попытки добиться создания единого правового пространства. В древнейший период оно формировалось главным образом в ходе завоевательных войн. Единообразное право устанавливалось путем принуждения и являлось правом завоевателя — Греции эпохи Александра Македонского, а позже — Рима. Всякая империя в той или иной мере стремилась навязать покоренным народам свою культуру и обычаи, в том числе правовые. Однако, как видно, в том числе, из судьбы империи Александра, навязанное извне обычно не долговечно (хотя, надо признать, Британской империи удалось установить систему общего права во многих регионах мира, где она успешно «пустила корни»). Наряду с методом принуждения стал развиваться и другой путь формирования единообразного права — дипломатический. Допустимым с точки зрения международного права и ведущим к устойчивому развитию права и всего общества признается только тот путь, при котором происходит согласование интересов. Необходимым условием действенной правовой унификации в современном мире является нахождение заинтересованными сторонами взаимоприемлемых решений.

2. Унификация торгового права как процесс, направленный на создание единого правового пространства, явился необходимым условием интеграции — создания единого экономического пространства, необходимого для международной деятельности компаний5.

 3. Формулируемые нормы международных договоров и иных инструментов целенаправленной унификации «сверху», как правило, отражали сложившиеся торговые обычаи и практику. Можно констатировать, что именно соответствие торговым обычаям и практике во многом определяет жизнеспособность и устойчивость одних единообразных и гармонизированных норм права и отсутствие таких свойств у других.

Противоречия в развитии права международной торговли

Характеризуя развитие права международной торговли в целом, следует указать на присущие ему противоречия. Данные противоречия не свидетельствуют о кризисе права международной торговли, а служат источником его развития.

  • Противоречие между динамизмом международной торговли и статичностью правовых норм.

Международно-договорный способ унификации нередко подвергается критике. Отмечается, что международный договор заключается при определенном качественном и количественном уровне развития торговых отношений и технического прогресса, а при их существенном изменении он уже становится неадекватным инструментом регулирования6. Например, Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) 1924 г. устарела к середине XX в., что послужило одной из причин создания Гамбургских правил 1978 г. В результате требуется принятие нового договора либо протокола к нему (Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., к которой приняты два протокола) или модификация старого (напр., Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., была модифицирована восемь раз: дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г., пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 28 сентября 1979 г.). Но тогда он нередко действует для различных государств в разных редакциях (напр., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.). Для разрешения этого противоречия стал все более широко применяться неконвенционный метод унификации — выработка сводов обычаев, таких как Принципы международных коммерческих договоров, разработанные в 1994 г. ЮНИДРУА, предназначенных для применения по взаимному согласию сторон, а также типовых договоров. Возникло такое явление как полицентризм субъектов правотворчества в области права международной торговли.

Однако из изложенного не следует, что конвенционный метод унификации уже устарел. В его рамках может обеспечиваться нужная гибкость регулирования: ряд конвенций предусматривает, что стороны коммерческих контрактов могут исключить действие тех или иных их положений (например, в ст. 6 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.); обычаи делового оборота и сложившиеся между сторонами деловые обыкновения признаются обязательными (п. 3 ст. 8 и ст. 9 той же Конвенции). Кроме того, ни один из методов унификации не лишен недостатков. Хотя вырабатываемые негосударственными организациями и иные необязательные для государств своды обычаев вносят бóльшую правовую определенность, их недостатком является возможность противоречия их императивным нормам внутреннего права, исключающего применение их норм. Кроме того, такие своды принципов, как и типовые договоры, сами нуждаются в регулярном обновлении. В одних случаях более приемлемым инструментом регулирования международных торговых отношений является принятый государством или государствами документ, конвенция или закон, а в других — правила, разработанные международными организациями в расчете на самих участников делового оборота.

Также значительный вклад в согласование международного торгового и иного частного права вносят национальные кодификации международного частного права в силу того, что:

- в них обычно учитывается содержание международных договоров и иных международно-правовых документов;

- они помогают ликвидировать пробелы в правовом регулировании, что устраняет препятствия международному бизнесу;

- благодаря своей целостности и широкой сфере применения они обеспечивают определенность и предсказуемость правового регулирования международного частноправового оборота. Правовая унификация, как показывает практика, достигается только в ограниченных областях, а большая часть общественных отношений, по крайней мере, если рассматривать ближайшую перспективу, остается в сфере регулирования национальных законов.

  • Противоречие между потребностями в сохранении разнообразия укладов жизни и достижением единообразных устойчивых правил деловой деятельности.

На современном этапе данное противоречие решается тем, что, как было отмечено выше, не все области общественных отношений являются надлежащим предметом унификации. Однако определенные вопросы семейного, наследственного права, вопросов гражданства стали предметом международно-правового регулирования (см., напр., Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изм. и доп. от 28 марта 1997 г. и Нью-йоркскую Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.). Что касается единообразного торгового права, то в настоящее время признано: устраняя препятствия на пути международной торговли, оно содействует большему разнообразию международного делового оборота, его устойчивому росту и обогащению благодаря заимствованию передового зарубежного опыта. Иными словами, в единообразии торгового права — разнообразие торговых отношений.

  • Противоречие между особенными интересами стран и необходимостью общепризнанных правил.

Данное противоречие углубляется ввиду неравного уровня развития многих стран. Еще Ш. Монтескье в труде «О духе законов» отмечал, что законы должны быть приспособлены для той страны, для которой они созданы, соотноситься с ее порядком управления, территорией, климатом, населением, традициями, моралью. В целях разрешения этого противоречия традиционно применяются оговорки в конвенциях. Однако их недостаточно для полного решения проблемы. В связи с этим наряду с унификацией ведется деятельность по согласованию (гармонизации) права, при которой право не становится единым, в нем сохраняются различия, но устраняются те из них, которые наносят существенный ущерб международным торговым отношениям. С целью согласования права наряду с конвенциями благодаря работе ЮНСИТРАЛ стали применяться типовые законы и законодательные руководства (своды общих принципов, на которых должны основываться законы). Типовой закон позволяет при принятии национального закона учесть национальную специфику, а законодательное руководство допускает широкий выбор средств достижения указанных в нем целей. Отметим, что, аналогично, в Европейском Союзе (т.е. на региональном уровне) применяются конвенции и регламенты как средства жесткой унификации, а также директивы, в которых перед государствами-участниками ставятся определенные цели, причем каждое из них способно использовать свои методы их достижения. Здесь, однако, необходимо обратить внимание на существенное различие: правовые акты ЕС являются для стран-участниц обязательными, тогда как документы, вырабатываемые международными организациями, принимаются государствами по их усмотрению. Это связано с более высоким уровнем экономической интеграции и правовой унификации между странами ЕС.

Тенденции развития права международной торговли

Несмотря на стремление коммерсантов к максимально автономному регулированию своих отношений со сведением участия в нем государства к минимуму, сохраняется значение «традиционных» методов единообразного правового регулирования, таких как международные договоры и внутренние законы. Помимо этого, развитие международно-правовых документов не исключает развития национального законодательства в области МЧП. Преждевременно говорить об уходе в прошлое коллизионных, в том числе международно-договорных методов правового регулирования международной торговли. Происходит лишь их дополнение новыми правовыми инструментами различной природы. В разнообразии средств правового регулирования заключено единообразие самого правового регулирования, и в этом единстве и борьбе противоположностей, пожалуй, заключается главная закономерность развития современного права международной торговли.

Характерной тенденцией также является рост числа регулирующих торговый оборот национальных законов, которые имеют международное происхождение (напр., законы о международном торговом арбитраже приняты на основе соответствующего Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. более чем в сорока государствах7; законодательство на основе положений Типового закона об электронной торговле 1996 г. принято более чем в двадцати государствах8; законы, принятые на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ 1996 г. — более двадцати в течение последних шести лет).

Помимо этого наблюдается все более широкое включение в международные нормативные документы положений о соотношении их действия в случае противоречия их положений с положениями других международных нормативных документов. Это является следствием пересечения сферы действия таких актов. В качестве примера можно привести ст. 15 Конвенции ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г., в которой установлен приоритет норм конвенций о международной перевозке грузов, таких как Гамбургские правила 1978 г.).

Близко связанным с отмеченной закономерностью является комплементарное действие сводов обычаев, общих условий и принципов (так называемого lex mercatoria) по отношению к международным конвенциям. Нередко lex mercatoria применяются в случае, когда тот или иной вопрос в конвенции не решен или решен недостаточно ясно. Например, Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. нередко применяются судами и арбитражами в качестве общих принципов, на которых основана Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи. Тем самым такие документы замещают действие национальных законов, что может быть более адекватным для международного оборота в силу международного характера lex mercatoria.

Наблюдается в ряде случаев указание в международных документах, главным образом, результатов, которые должны быть достигнуты, без жесткого предписания средств их достижения. Это замечание относится к международным договорам и иным нормативным актам, таким, как директивы ЕС, где лишь устанавливаются обязательные для достижения цели. Оно также справедливо и в отношении рекомендательных документов, таких, как Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников 2001 г., Руководство для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности 2004 г., где изложены возможные варианты достижения целей гармонизации.

Можно также отметить стремление к распространению действия документов, предназначенных в первую очередь для регулирования международных сделок и отношений, на внутренние сделки и отношения (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.). При этом стороны внутренних сделок в ряде случаев могут договориться о том, что их сделка является международной, т.е. иногда для признания за сделкой международного характера не обязателен объективный критерий, такой как связь с хотя бы двумя государствами, а достаточно критерия субъективного. Наряду с этим расширяется толкование понятия «международный характер», например, компании с определенным минимумом иностранных инвестиций все чаще признаются международными (причем участие в капитале зарубежных компаний становится все более распространенным явлением). Это влечет за собой расширение сферы действия норм единообразного, согласованного или стандартизированного торгового права.

Также все большее значение приобретает проблема обеспечения единообразного толкования и применения единообразного торгового права, для чего ведется работа по обобщению основанной на ней судебной и третейской практики (Краткий сборник прецедентного права по Венской Конвенции 1980 г., подготовленный ЮНСИТРАЛ в 2004 г.) и изданию руководств и официальных комментариев (Руководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г.).

Следует отметить тенденцию расширения участия государств в разработанных международными организациями конвенциях в области права международной торговли и рост числа государств, принявших законодательство на основе или с учетом положений подготовленных ЮНСИТРАЛ типовых законов. Вместе с тем, вступление в силу таких конвенций по-прежнему требует значительного времени (для вступления в силу Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. потребовалось четырнадцать лет, а Венской Конвенции о купле-продаже 1980 г., одной из самых успешных, — восемь лет) или вообще не происходит (Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.). Многие государства по тем или иным причинам не спешат присоединяться к международным документам, даже если они сами участвовали в их разработке, предпочитая понаблюдать за применением их другими государствами (напр., СССР так и не ратифицировал Венскую Конвенцию о купле-продаже 1980 г., и только в 1990 г. Россия к ней присоединилась). Однако необходимо при этом учитывать, что нередко государства, не участвуя в определенной конвенции, фактически приводят свое законодательство в соответствие с ее положениями.

Все более отчетливо проявляется и та закономерность, что унификация и гармонизация права сопровождаются его модернизацией, особенно в отношении новых (таких как электронная торговля) или имеющих длинную историю, но вышедших на новый уровень общественных отношений (таких как согласительные процедуры). Единообразные нормы вырабатываются не в результате просто смешения или выбора из существующих национальных правовых норм, а путем формулирования новых, более современных.

Завершая сказанное, отметим, что постепенное расширение унификации и согласованности частного права является отражением возросшего взаимного влияния государств, даже весьма отдаленных друг от друга. В условиях такого усиливающегося взаимного воздействия, в том числе в правовой сфере, сохраняется и даже возрастает значение сравнительного правоведения. Оно позволяет ознакомиться с существующими моделями правового регулирования, критически осмыслить и адаптировать их для защиты национальных интересов и их увязки с интересами международного сообщества.

Наконец, важно сделать следующее замечание: для долговременного глобального развития международной коммерции недостаточно принять близкие или даже одинаковые правовые нормы. Требуется большее: согласованное, взаимоувязанное развитие национальных систем права. Для этого необходимо более тесное сотрудничество всех стран в рамках международных организаций и учет совместно вырабатываемых принципов правотворчества в своей законодательной деятельности.

Авторы:

Александр Муранов, к.ю.н., доцент кафедры, международного частного и гражданского права, МГИМО (У) МИД России, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

Дмитрий Давыденко, к.ю.н., директор Института международного частного и сравнительного права

Тема: КонкуренцияМеждународное частное правоИстория права
Законодательство: ЮНСИТРАЛ
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Путин подписал указ о назначении большой группы судей и глав судов
14-страничный документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.
Депутаты декриминализировали побои и неуплату алиментов
ГД 21 июня в третьем чтении приняла сразу несколько законопроектов, вносящих изменения в Уголовный кодекс. Документ о декриминализации некоторых составов преступлений под авторством Верховного суда депутаты дополнили пунктами из предлагаемого Президентом проекта, смягчающего уголовное законодательство по экономическим преступлениям.
Рособрнадзор: с сентября заочная форма обучения в юрвузах будет запрещена
Планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры и "государственное и муниципальное управление".
Собственники жилья не будут отвечать за благоустройство своих домов
Согласно соответствующему законопроекту, такую ответственность будут нести коммерческие организации.
Портал SuperJob составил рейтинг юрвузов по уровню зарплат их выпускников
В него вошли 44 ведущих юридических вуза страны, зарплата выпускников которых составляет от 55 000 до 95 000 тысяч рублей.
Эксперты поспорили об идее ФПА фильтровать интернет-объявления юристов
Треть из первых 150 объявлений, которые "Яндекс" выдает по запросу "адвокат", размещена теми, кто не имеет такого статуса.
Составлен рейтинг крупнейших должников России
В общей сложности 15 главных российских бизнесменов-должников не вернули кредиторам почти 300 млрд рублей.
ФПА анонсировала изменения в порядке сдачи адвокатского экзамена
Список экзаменационных вопросов для претендентов на статус адвоката будет расширен.
ВККС открыла вакансии руководителей крупных судов
Вакантными, в частности, объявлены должности зампредов Краснодарского краевого суда и Воронежского облсуда.
С поправками на лето: президент подписал более 40 законов – что изменится?
В четверг, 23 июня, президент Владимир Путин подписал поправки к более чем 40 законам, существенно откорректировав российское законодательство. Изменения коснутся КоАП, УПК, УК и других НПА, многие из которых вступят в силу уже в этом году. Право.ru подготовило обзор ключевых поправок и ответило на вопрос, какие законы изменятся и когда поправки начнут действовать.
Арбитражная апелляция открыла вакансии для юристов
Вакантными в 9-м ААС, в частности, объявлены должности главного специалиста отдела обеспечения судопроизводства и секретарей судебного заседания.
Глава Мосгорсуда раскритиковала коллег за копирование обвинительных заключений
"Если суды их получают в электронном виде, то приговор переписывают с флешки слово в слово, не думая, – заявила Ольга Егорова. – Я их ругаю – это нарушение".
ВС отказал бывшей судье, которая запуталась в подсудности своего дела
ККС не дала судье рекомендацию на должность из-за судимости брата. Доводы о том, что она не несет ответственности за проступки родственника, не убедили ни ВККС, ни областной суд. В итоге дело дошло до ВС.
Думе предложили расширить полномочия руководителей ВС по пересмотру дел
Внесен пакет поправок во все четыре процессуальных кодекса, которыми за главой ВС и его замами закрепляется право инициировать пересмотр окончательных судебных решений.
Путин разрешил выносить приговоры в электронном виде
Подписаны поправки в АПК, ГПК и УПК, за счет которых участники судебных разбирательств теперь смогут направлять ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним доказательства в электронном виде.
ФАС разъяснила особенности взыскания убытков в виде упущенной выгоды
Соответствующий документ носит рекомендательный характер.
Глава столичного управления Росреестра отстранен от должности
Решение принято МЭР из-за установления "грубых нарушений" законодательства в финансово-хозяйственной деятельности управления.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (22.06)
ВС: Новый поворот в споре по поводу земли ИКЕА в Химках. - Медведев предложил распространить патенты на все виды бизнеса. - Превратится ли нацгвардия в "опричное войско"? - ЦБ вновь повышает коэффициент риска по потребительским кредитам. - Госдума просит у Путина деньги на ремонт квартир и кабинетов. - Смена руководства Мособлизбиркома возможна, но необязательна.
Сбербанк банкротит подмосковного бизнесмена из-за долга в 121 млн рублей
Михаил Селиванов стал известным благодаря ряду неудачных стартапов.
Прокуратура уличила депутата Госдумы в захвате леса на Рублевке
Одинцовская прокуратура подтвердила факт захвата земли лесного фонда единороссом Дмитрием Савельевым, сообщил в своем блоге юрист ФБК Иван Жданов.
Минюст предложил арестовывать должников по неимущественным требованиям
На общественное обсуждение вынесены разработанные ведомством поправки в КоАП и Уголовный кодекс.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (21.06)
Депутаты нашли новые поводы для лишения гражданства и прав на выезд.-ФПА попросила «Яндекс» и Google фильтровать объявления юристов.-Готов к принятию законопроект об упрощении лечения за рубежом.-Нотариусы станут трансфер-агентами.-Альфа-банк заявил о финансовой несостоятельности производителя брони для «Арматы».
Великобритания выходит из Евросоюза
Сторонники выхода Великобритании из ЕС победили на референдуме с 52%.
Поправки в УПК по "сделке со следствием" отправлены на третье чтение
Согласно законопроекту, сделку со следствием разрешат заключать против соучастников.
Подписан 33-страничный закон об основах системы профилактики правонарушений
Им устанавливается правовая и организационные основы правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере профилактики правонарушений, а также их основные принципы, направления и виды
Титов предложит Путину увеличить наказание для чиновников
Бизнес-омбудсмен предлагает серьезнее наказывать госслужащих за излишние проверки, неверные закупки и завышение кадастровой стоимости.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.06)
Частников не пустят к кадастру. -Компании покажут риски Центробанку. -В АСГМ подан иск с требованием признать недействительной сделку, в результате которой Малис стал владельцем "Связного". -Экс-гендиректору «Русгидро» Евгению Доду грозит срок. -Представители конфессий возмущены проектом поправок к закону о свободе совести. -В ПДД изменят правила перевозки пассажиров.
На автомобили дешевле 400 000 рублей запретят налагать взыскание – законопроект
Если же по оценке экспертов его цена превысит данный показатель, к должнику может быть применено взыскание в виде разницы стоимости автомобиля и данной пороговой суммы.
Приставы начнут искать должников через СМИ – законопроект
Минюст подготовил проект закона о передаче права публикации объявлений о розыске должников в интернете и СМИ судебным приставам.
Возбуждено дело о попытке хищения 700 млн рублей за счет решения Мосгорсуда
Определение суда по иску к столичному вузу было вынесено на основе подложных доказательств.
Путин увеличил размер единовременной выплаты из материнского капитала
Право на данную выплату распространяется на семьи, в которых второй ребенок родится до 30 сентября 2016 года.
В Мосгорсуде прошло заседание комиссии по взаимодействию с судейским сообществом
На заседании общественной комиссии по взаимодействию с судейским сообществом Москвы руководство Мосгорсуда представило систему электронного правосудия. Нововведения позволят участникам процесса работать с материалами дел дистанционно. О том, кто будет иметь к ней доступ и почему это важно для граждан, сидящих в СИЗО, – рассказали на мероприятии.
Госдума приняла антиколлекторский закон в третьем чтении
Нижняя палата парламента в третьем, итоговом чтении проголосовала за принятие так называемого "антиколлекторского закона", направленного на защиту должников от недобросовестных взыскателей. В случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
Столичные суды запустят электронный сервис в виде личного кабинета
Участникам разбирательств будет предоставлен доступ к процессуальным документам и видеозаписям процессов.
Путин подписал закон об ограничении неустойки по ипотеке
Теперь в случае, если на сумму кредита за период нарушения начисляются проценты, размер неустойки ограничивается ключевой ставкой ЦБ, установленной на день заключения договора.
Путин обязал страховщиков продавать полисы ОСАГО через интернет
Подписан закон, который, в частности, устанавливает срок действия страховых тарифов по автогражданской ответственности и обязывает страховщиков продавать электронные полисы.
Депутаты предложили продлить отпуск семейным работникам
К этой категории относятся одинокие матери и отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет, а также многодетные родители.
Законопроект о компенсации за досудебную волокиту принят в третьем чтении
Документ устанавливает границы "разумных сроков" для получения компенсации за волокиту на стадии досудебного производства.
ВС оставил за IKEA земельный участок в Химках
КСП "Химки" оспаривало в суде законность передачи шведской фирме земельного участка бывшего совхоза "Путь к коммунизму".
Forbes составил рейтинг российских олигархов, подвергшихся уголовному преследованию
Журнал составил новый рейтинг, в который вошли полтора десятка российских предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. Список составлен по двум показателям – размер состояния и уровень ограничения свободы. Среди оказавшихся в нем – друг советника президента и владелец крупнейшего в Восточной Европе производителя трансформаторов.
Операторы связи опасаются стать убыточными из-за поправок Яровой
На хранение объема данных каждому оператору потребуется потратить не менее 200 млрд рублей, подсчитал Экспертный совет при российском правительстве.
Следственный комитет задержал Никиту Белых со взяткой в 400 000 евро
Управление по расследованию особо важных дел СК возбуило уголовное дело в отношении Никиты Белых по факту получения им взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ), сообщает пресс-служба ведомства.
Председателям арбитража могут разрешить переизбираться более чем на два срока подряд
В настоящее время такое право имеют председатели судов общей юрисдикции и военных судов.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.06)
Чем запомнится предпринимателям финальная сессия нынешней Думы. - Сергей Пашин: приведение статуса председателей АС в соответствие со статусом председателей СОИ является логичным шагом. - ЦБ берется за регулирование взаимного кредитования. - Борьба за активы «Связного» идет сразу во многих направлениях. - ЦБ лишил лицензий пенсионную группу Новицкого.
Минюст предлагает взыскивать штрафы с должников через их работодателей
Такой порядок будет действовать в том случае, если размер штрафа не превышает 50 000 рублей.
Дума приняла пакет законов о Росгвардии в итоговом чтении
Депутаты в ходе пленарного заседания ГД 22 июня в третьем, итоговом чтении приняли президентский пакет законопроектов, внесенных в нижнюю палату парламента в связи с созданием в РФ войск национальной гвардии. Теперь военнослужащим разрешено в исключительных случаях открывать огонь на поражение.
Депутаты предложили штрафовать мессенджеры за отказ расшифровывать переписку для ФСБ
Штрафы для мессенджеров за неисполнение положения: от 3000 до 5000 рублей для граждан, от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и от 800 000 до 1 млн рублей для юридических лиц.
Открыты восемь вакансий судей АС МО и Мособлсуда
Кроме того, вакантными объявлены должности зампредов двух подмосковных горсудов, а также судей еще восьми судов.
Госдума приняла антитеррористический пакет Ирины Яровой
Депутаты нижней палаты парламента на последнем пленарном заседании ГД шестого созыва 24 июня приняли во втором чтении и в целом так называемый "антитеррористический пакет Ирины Яровой" – несколько законопроектов, дополняющих Уголовный кодекс новыми составами преступлений и разрешающих введение режима КТО при угрозе насильственного захвата власти.
Госдума приняла закон о публично-правовых компаниях как новой категории юрлиц
Госдума приняла в третьем чтении законопроект Минэкономразвития, регулирующий работу новой разновидности юридических лиц – публично-правовых компаний.
Лагерь в Карелии, где погибли дети, является ответчиком по нескольким делам
В Арбитражном суде Карелии рассматривается несколько дел против лагеря "Парк-отель Сямозеро", в котором погибли 14 детей.
Собственникам жилья дадут полгода для выбора способа управления своим домом
В случае принятия соответствующих поправок этот срок сократится с одного года.
Госдума заменила штраф для бизнесменов на предупреждение
Депутаты приняли в третьем чтении проект закона, которым штрафы для малого и среднего бизнеса заменят на предупреждения в случае, если нарушение совершено впервые.
В Думе предложили ограничить сумму процентов по договору займа
Так, к примеру, предельная сумма процентов по автокредиту для покупки автомобилей с пробегом от 0 до 1000 км в годовом исчислении может составить 18% от основной суммы долга.
Единый день оказания бесплатной юридической помощи пройдет 24 июня
Консультации проведут квалифицированные практикующие юристы, сотрудники органов прокуратуры, Минюста, Росреестра, представители адвокатуры и нотариата.
Правительство разрешит переходить на патенты любым категориям бизнеса
Дмитрий Медведев предложил распространить патентную систему на все виды разрешенной предпринимательской деятельности.
Британские юристы: как Brexit повлияет на международный арбитраж и бизнес
На референдуме по вопросу о выходе Великобритании из состава Евросоюза 52% британцев высказались за прекращение членства страны в ЕС. Но еще в преддверии голосования британские юристы предупреждали о последствиях выхода Королевства из еврозоны. В частности, экспертов волновал вопрос: как такой шаг повлияет на работу Международного арбитражного суда в Лондоне?
Глава филиала "Россельхозбанка" обвинен в коммерческом подкупе
Банкир получил "откат" на сумму 5,5 млн рублей за выдачу кредита по подложным документам.
В Госдуму внесен законопроект об ограничении "золотых парашютов" чиновников
Документом также предлагается снизить доплаты к пенсиям федеральных чиновников и парламентариев.
Нотариусов привлекут к регистрации перехода права на ценные бумаги
Инициаторы внесённого в ГД законопроекта рассчитывают обеспечить доступ к реестру владельцев акций АО для нотариусов из отдаленных субъектов страны.
Роструд запустит онлайн-сервис для проверки трудового договора
Соискатель вакансии сможет проверить правильность документа, который ему предлагает подписать работодатель.
Следствие обыскивает департамент соцзащиты Москвы после гибели 14 детей в Карелии
Уголовное дело по факту гибели детей в результате крушения плавучих средств на Сямозере в Пряжинском районе Республики Карелия возбуждено по ч. 3 ст. 238 УК РФ.
Арбитражный суд г. Москвы рассмотрит иск фонда UCP к «Транснефти» на 97,2 млн руб
Арбитражный суд города Москвы 29 июня рассмотрит дело по иску UCP Industrial Holdings Ltd. (UCP) к ОАО «АК «Транснефть» о взыскании недоплаченных дивидендов по привилегированным акциям за 2013 год. Фонд UCP Ильи Щербовича, держатель крупного пакета таких акций, судится с компанией, так как дивиденды по ценным бумагам оказались ниже, чем по обыкновенным.