50389996Документов
доступно
Поиск по сайту

Сотрудники ГИБДД правомерно провели освидетельствование, поскольку Вы согласились на его проведение. А вот отказ в направлении Вас на медицинское освидетельствование неправомерен! В соответствии со ст. 27.12 КОАП при несогласии лица с результатами освидетельствования, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 1.Сотрудники ГИБДД правомерно провели освидетельствование, поскольку Вы согласились на его проведение. А вот отказ в направлении Вас на медицинское освидетельствование неправомерен! В соответствии со ст. 27.12 КОАП при несогласии лица с результатами освидетельствования, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.   Ходатайствуя перед судом о перенесении судебного заседания, укажите прямо, что Ваши права были нарушены, поскольку не было проведено медицинского освидетельствования, поэтому Вы решили пройти его самостоятельно, но результаты пока не готовы, поэтому и просите суд перенести заседание, чтобы получить необходимое доказательство в свою защиту.   2. Да, это правомерно, поскольку КОАП не содержит требований об обязательном присутствии одних и тех же понятых при осуществлении разных процессуальных действий.

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Унификация и согласование права международной торговли: развитие, проблемы и тенденции

Торговля является наиболее динамичной областью общественных отношений
Торговля является наиболее динамичной областью общественных отношений

Торговля является, пожалуй, наиболее динамичной областью общественных отношений. Конкуренция заставляет участников торговли создавать новые товары и услуги, разыскивать и осваивать новые рынки, расширять контакты, в том числе за рубежом. Торговля, как правило, связана с высоким риском. Поэтому она требует ясных, предсказуемых, устойчивых и справедливых правил, которые для сохранения баланса интересов сторон можно адаптировать к меняющейся экономической ситуации. Однако различия между регулированием делового оборота правопорядками государств нередко создают для трансграничной торговли неоправданные юридические препятствия. Многие правопорядки недостаточно учитывают текущий уровень делового оборота. В результате применения к одним и тем же отношениям неодинаковых норм права различных государств возникают коллизии и расхождения. Как следствие, международные сделки оказываются лишенными надежной правовой основы. Между тем, как известно, без развитой торговли нет роста благосостояния, не решаются социальные и культурные проблемы. Торговые отношения прочно связывают государства общими интересами. Тем самым они способствуют поддержанию мира, стабильности и прогресса куда эффективнее, чем политические декларации, заверения, призывы и лозунги. Осознавая такую первостепенную роль международной торговли, международное сообщество еще с конца XIX столетия принимало меры по совместному совершенствованию ее правил в интересах не только ее участников, но и всего общества.

Основными взаимодополняющими методами смягчения коллизий между законами явились:

1) установление правил выбора между конкурирующими системами материального права и определения компетентности национальных судов (принятие коллизионных норм) и

2) прогрессивная унификация права (принятие единообразных материально-правовых норм).

Ниже речь пойдет о прогрессивной унификации права.

 

Обзор истории унификации права

От локальной — к международной унификации

В Средние века, до тех пор, пока национальное законодательство оставалось неразвитым, международное торговое право существовало в форме свода обычных норм. Они вырабатывались в ходе коммерческой практики купеческих гильдий. Торговое право различалось по городам и ярмаркам, что приводило к затруднениям в торговых сделках. Это обусловило возникновение так называемой «стихийной» унификации. На смену многочисленным локальным обычаям приходили обычаи региональные, а затем, вслед за активизаций международных связей между коммерсантами, — и международные.

От стихийной — к целенаправленной унификации

Торговые обычаи формировались в течение длительного времени, письменно не закреплялись, существовали в нескольких версиях в зависимости от места их применения и модифицировались под влиянием практики делового оборота. Поэтому они не обеспечивали полноты, ясности и стабильности правового регулирования. Это вызывало необходимость их кодификации и выработки специальных норм, направленных на единообразное регулирование определенных отношений в сфере международного обмена (целенаправленной унификации)1.  Наряду с торговым правом формировалось единообразное публичное, семейное и наследственное право на основе канонического права, которое признавалось во всех странах Европы в результате усиления христианства. Как отмечалось в литературе, в Средние века были заложены основы для развития международного торгового и морского права: именно в этот период появились такие категории международного делового оборота, как вексель, коммерческий кредит, сделки ФОБ и ФАС, коммерческие корпорации, а равно коносамент, чартер-партия2.

От обычая — к закону

По мере укрепления государств и развития их правовых систем нормы права международной торговли были введены в национальное законодательство. Одни из наиболее ранних — Ордонанс о торговле и Ордонанс о мореплавании, принятые во Франции соответственно в 1673 г. и в 1681 г. Самыми яркими примерами являются более поздние своды законов — Торговый кодекс Франции 1807 г. и Германское Торговое уложение 1897 г., основанное на Единообразном торговом кодексе 1861 г. Также новым этапом было введение торгового права в общее право Англии лордом Мэнсфилдом3. При этом государства под влиянием национального капитала, тогда заинтересованного в укреплении своих позиций внутри страны, до второй половины XIX века стремились подчинить отношения с иностранным элементом внутреннему праву. Они осуществляли это путем принятия односторонних коллизионных норм, расширения применения права суда и ограничения применения автономий воли сторон, проводя политику национальной изоляции4.

От изоляции — к сотрудничеству

С конца XIX века международные экономические связи активизировались. Число внешнеторговых сделок значительного выросло, а сами они стали разнообразнее и сложнее. Возникла необходимость в международном сотрудничестве в сфере частного права. В результате унификация права международной торговли стала все больше носить межгосударственный характер. В одних случаях единообразные нормы подлежали применению только к международным сделкам, а в других — также и к внутренним. Одним из важных для развития права международной торговли событий стало создание в 1893 г. Гаагской конференции по международному частному праву, главной задачей которой являлась выработка единообразных коллизионных норм. Вместе с тем, Конференция была создана в расчете на ограниченный круг государств, сходных по уровню экономического, социального, культурного и правового развития и политическому устройству. Помимо нее предпринимались попытки унификации права на региональном уровне: в Скандинавии в середине XIX века и в Америке, Межамериканским советом юристов, который разработал единые правила в области торговли и перевозки грузов.

От единообразных коллизионных — к единообразным материально-правовым нормам

В XX веке применяемыми методами были теперь уже не только выработка единообразных коллизионных норм (напр., в Гаагской Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 г.), но и создание единообразных норм материального права (в Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Оно достигалось путем заключения международных конвенций, использования типовых договоров и общих условий продажи (поставки). К середине 60х гг. XX в. в результате роста взаимозависимости национальных хозяйств и экономической интеграции определенная степень унификации в некоторых ключевых областях (оборотные документы, морская перевозка, арбитраж) была достигнута благодаря международным конвенциям. Нормы, регулирующие международную торговлю во всех национальных системах, независимо от политики и идеологии, приобрели значительное сходство. Общепризнанными стали такие принципы, как автономия воли сторон при заключении договоров, обязательность соблюдения договоров (pacta sunt servanda) при отсутствии невозможности исполнения, и урегулирование споров посредством переговоров и иных согласительных процедур, а также арбитража (третейского разбирательства).

От нормотворчества государств — к нормотворчеству международных организаций

Нормы права международной торговли теперь формулировались международными государственными и негосударственными организациями: Международным институтом унификации частного права (ЮНИДРУА), органами и специализированными учреждениями ООН, в том числе, Экономическими комиссиями для Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным Банком Реконструкции и Развития, ИКАО, ВОИС, региональными организациями — ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ, Гаагской конференцией по международному частному праву, торговыми организациями — Международной торговой палатой, Международным морским комитетом, объединениями юристов-международников — Ассоциацией международного права и рядом других.

От бессистемности к попытке координации

Каждая из организаций, формулирующих нормы права международной торговли, вела эту деятельность в своей ограниченной области и вне связи с другими. Это во многих случаях приводило к дублированию работы. Деятельность в области права международной торговли была нескоординированной. Кроме того, многие конвенции имели лишь региональное значение (напр., Женевские вексельные конвенции 1930 и 1931 гг., Гаагские Конвенции о договорах международной купли-продажи 1964 г.), ни одна из нормотворческих организаций не обладала универсальным членством, а правила, разрабатываемые негосударственными организациями, подлежали применению только в случае непротиворечия императивным нормам права. В результате необходимое для всемирной торговли единообразие, защищенность и предсказуемость были очень ограниченными. В этой связи возникла необходимость в обращении к вопросу развития права международной торговли на универсальном уровне, а именно, уровне Генеральной Ассамблеи ООН. Для выполнения этой задачи была создана специальная Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ставшая главным универсальным центром совместной выработки норм, учитывающих интересы и особенности всех распространенных правовых систем мира.

От государственного — к преимущественно автономному регулированию

Параллельно с активизацией разных форм межгосударственного сотрудничества все большее распространение получило регулирование международных торговых отношений без участия государств. Для этого стали использоваться типовые договоры, общие принципы контрактного права, формулируемые международными организациями, и другие инструменты, имеющие юридическую силу, как правило, при условии ссылки на них сторонами в своем договоре. Правила международной торговли все активнее стали разрабатывать торговые палаты и предпринимательские объединения. Применение компаниями проформ, содержащих подробные условия их типовых сделок, стало широко распространенным.

От желаемой всесторонней — к избирательной унификации

Эпоха глобализации вызвала новые проблемы, связанные с процессами сближения уклада жизни общества в разных странах. Становится все более очевидным: для устойчивого развития приоритетом должно являться сохранение разнообразия национальных культурных особенностей наряду с созданием и применением единообразных правил в ряде областей, в первую очередь — в области международной коммерции. Иными словами, есть те сферы общественных отношений, где необходимо поддержание разнообразия, сохранение различий, и прежде всего это область культуры; одновременно с этим есть те области общественной жизни, в которых унификация уместна, желательна и даже необходима — это частное право, в особенности торговое, а также права человека. В рамках торгового права также стало общепризнанным обращение к регулированию конкретных областей торговли вместо попыток охватить все многообразие торговых отношений.

Общие закономерности истории унификации

1. На протяжении всей истории общества предпринимались многочисленные попытки добиться создания единого правового пространства. В древнейший период оно формировалось главным образом в ходе завоевательных войн. Единообразное право устанавливалось путем принуждения и являлось правом завоевателя — Греции эпохи Александра Македонского, а позже — Рима. Всякая империя в той или иной мере стремилась навязать покоренным народам свою культуру и обычаи, в том числе правовые. Однако, как видно, в том числе, из судьбы империи Александра, навязанное извне обычно не долговечно (хотя, надо признать, Британской империи удалось установить систему общего права во многих регионах мира, где она успешно «пустила корни»). Наряду с методом принуждения стал развиваться и другой путь формирования единообразного права — дипломатический. Допустимым с точки зрения международного права и ведущим к устойчивому развитию права и всего общества признается только тот путь, при котором происходит согласование интересов. Необходимым условием действенной правовой унификации в современном мире является нахождение заинтересованными сторонами взаимоприемлемых решений.

2. Унификация торгового права как процесс, направленный на создание единого правового пространства, явился необходимым условием интеграции — создания единого экономического пространства, необходимого для международной деятельности компаний5.

 3. Формулируемые нормы международных договоров и иных инструментов целенаправленной унификации «сверху», как правило, отражали сложившиеся торговые обычаи и практику. Можно констатировать, что именно соответствие торговым обычаям и практике во многом определяет жизнеспособность и устойчивость одних единообразных и гармонизированных норм права и отсутствие таких свойств у других.

Противоречия в развитии права международной торговли

Характеризуя развитие права международной торговли в целом, следует указать на присущие ему противоречия. Данные противоречия не свидетельствуют о кризисе права международной торговли, а служат источником его развития.

  • Противоречие между динамизмом международной торговли и статичностью правовых норм.

Международно-договорный способ унификации нередко подвергается критике. Отмечается, что международный договор заключается при определенном качественном и количественном уровне развития торговых отношений и технического прогресса, а при их существенном изменении он уже становится неадекватным инструментом регулирования6. Например, Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) 1924 г. устарела к середине XX в., что послужило одной из причин создания Гамбургских правил 1978 г. В результате требуется принятие нового договора либо протокола к нему (Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., к которой приняты два протокола) или модификация старого (напр., Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., была модифицирована восемь раз: дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г., пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 28 сентября 1979 г.). Но тогда он нередко действует для различных государств в разных редакциях (напр., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.). Для разрешения этого противоречия стал все более широко применяться неконвенционный метод унификации — выработка сводов обычаев, таких как Принципы международных коммерческих договоров, разработанные в 1994 г. ЮНИДРУА, предназначенных для применения по взаимному согласию сторон, а также типовых договоров. Возникло такое явление как полицентризм субъектов правотворчества в области права международной торговли.

Однако из изложенного не следует, что конвенционный метод унификации уже устарел. В его рамках может обеспечиваться нужная гибкость регулирования: ряд конвенций предусматривает, что стороны коммерческих контрактов могут исключить действие тех или иных их положений (например, в ст. 6 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.); обычаи делового оборота и сложившиеся между сторонами деловые обыкновения признаются обязательными (п. 3 ст. 8 и ст. 9 той же Конвенции). Кроме того, ни один из методов унификации не лишен недостатков. Хотя вырабатываемые негосударственными организациями и иные необязательные для государств своды обычаев вносят бóльшую правовую определенность, их недостатком является возможность противоречия их императивным нормам внутреннего права, исключающего применение их норм. Кроме того, такие своды принципов, как и типовые договоры, сами нуждаются в регулярном обновлении. В одних случаях более приемлемым инструментом регулирования международных торговых отношений является принятый государством или государствами документ, конвенция или закон, а в других — правила, разработанные международными организациями в расчете на самих участников делового оборота.

Также значительный вклад в согласование международного торгового и иного частного права вносят национальные кодификации международного частного права в силу того, что:

- в них обычно учитывается содержание международных договоров и иных международно-правовых документов;

- они помогают ликвидировать пробелы в правовом регулировании, что устраняет препятствия международному бизнесу;

- благодаря своей целостности и широкой сфере применения они обеспечивают определенность и предсказуемость правового регулирования международного частноправового оборота. Правовая унификация, как показывает практика, достигается только в ограниченных областях, а большая часть общественных отношений, по крайней мере, если рассматривать ближайшую перспективу, остается в сфере регулирования национальных законов.

  • Противоречие между потребностями в сохранении разнообразия укладов жизни и достижением единообразных устойчивых правил деловой деятельности.

На современном этапе данное противоречие решается тем, что, как было отмечено выше, не все области общественных отношений являются надлежащим предметом унификации. Однако определенные вопросы семейного, наследственного права, вопросов гражданства стали предметом международно-правового регулирования (см., напр., Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изм. и доп. от 28 марта 1997 г. и Нью-йоркскую Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.). Что касается единообразного торгового права, то в настоящее время признано: устраняя препятствия на пути международной торговли, оно содействует большему разнообразию международного делового оборота, его устойчивому росту и обогащению благодаря заимствованию передового зарубежного опыта. Иными словами, в единообразии торгового права — разнообразие торговых отношений.

  • Противоречие между особенными интересами стран и необходимостью общепризнанных правил.

Данное противоречие углубляется ввиду неравного уровня развития многих стран. Еще Ш. Монтескье в труде «О духе законов» отмечал, что законы должны быть приспособлены для той страны, для которой они созданы, соотноситься с ее порядком управления, территорией, климатом, населением, традициями, моралью. В целях разрешения этого противоречия традиционно применяются оговорки в конвенциях. Однако их недостаточно для полного решения проблемы. В связи с этим наряду с унификацией ведется деятельность по согласованию (гармонизации) права, при которой право не становится единым, в нем сохраняются различия, но устраняются те из них, которые наносят существенный ущерб международным торговым отношениям. С целью согласования права наряду с конвенциями благодаря работе ЮНСИТРАЛ стали применяться типовые законы и законодательные руководства (своды общих принципов, на которых должны основываться законы). Типовой закон позволяет при принятии национального закона учесть национальную специфику, а законодательное руководство допускает широкий выбор средств достижения указанных в нем целей. Отметим, что, аналогично, в Европейском Союзе (т.е. на региональном уровне) применяются конвенции и регламенты как средства жесткой унификации, а также директивы, в которых перед государствами-участниками ставятся определенные цели, причем каждое из них способно использовать свои методы их достижения. Здесь, однако, необходимо обратить внимание на существенное различие: правовые акты ЕС являются для стран-участниц обязательными, тогда как документы, вырабатываемые международными организациями, принимаются государствами по их усмотрению. Это связано с более высоким уровнем экономической интеграции и правовой унификации между странами ЕС.

Тенденции развития права международной торговли

Несмотря на стремление коммерсантов к максимально автономному регулированию своих отношений со сведением участия в нем государства к минимуму, сохраняется значение «традиционных» методов единообразного правового регулирования, таких как международные договоры и внутренние законы. Помимо этого, развитие международно-правовых документов не исключает развития национального законодательства в области МЧП. Преждевременно говорить об уходе в прошлое коллизионных, в том числе международно-договорных методов правового регулирования международной торговли. Происходит лишь их дополнение новыми правовыми инструментами различной природы. В разнообразии средств правового регулирования заключено единообразие самого правового регулирования, и в этом единстве и борьбе противоположностей, пожалуй, заключается главная закономерность развития современного права международной торговли.

Характерной тенденцией также является рост числа регулирующих торговый оборот национальных законов, которые имеют международное происхождение (напр., законы о международном торговом арбитраже приняты на основе соответствующего Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. более чем в сорока государствах7; законодательство на основе положений Типового закона об электронной торговле 1996 г. принято более чем в двадцати государствах8; законы, принятые на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ 1996 г. — более двадцати в течение последних шести лет).

Помимо этого наблюдается все более широкое включение в международные нормативные документы положений о соотношении их действия в случае противоречия их положений с положениями других международных нормативных документов. Это является следствием пересечения сферы действия таких актов. В качестве примера можно привести ст. 15 Конвенции ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г., в которой установлен приоритет норм конвенций о международной перевозке грузов, таких как Гамбургские правила 1978 г.).

Близко связанным с отмеченной закономерностью является комплементарное действие сводов обычаев, общих условий и принципов (так называемого lex mercatoria) по отношению к международным конвенциям. Нередко lex mercatoria применяются в случае, когда тот или иной вопрос в конвенции не решен или решен недостаточно ясно. Например, Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. нередко применяются судами и арбитражами в качестве общих принципов, на которых основана Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи. Тем самым такие документы замещают действие национальных законов, что может быть более адекватным для международного оборота в силу международного характера lex mercatoria.

Наблюдается в ряде случаев указание в международных документах, главным образом, результатов, которые должны быть достигнуты, без жесткого предписания средств их достижения. Это замечание относится к международным договорам и иным нормативным актам, таким, как директивы ЕС, где лишь устанавливаются обязательные для достижения цели. Оно также справедливо и в отношении рекомендательных документов, таких, как Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников 2001 г., Руководство для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности 2004 г., где изложены возможные варианты достижения целей гармонизации.

Можно также отметить стремление к распространению действия документов, предназначенных в первую очередь для регулирования международных сделок и отношений, на внутренние сделки и отношения (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.). При этом стороны внутренних сделок в ряде случаев могут договориться о том, что их сделка является международной, т.е. иногда для признания за сделкой международного характера не обязателен объективный критерий, такой как связь с хотя бы двумя государствами, а достаточно критерия субъективного. Наряду с этим расширяется толкование понятия «международный характер», например, компании с определенным минимумом иностранных инвестиций все чаще признаются международными (причем участие в капитале зарубежных компаний становится все более распространенным явлением). Это влечет за собой расширение сферы действия норм единообразного, согласованного или стандартизированного торгового права.

Также все большее значение приобретает проблема обеспечения единообразного толкования и применения единообразного торгового права, для чего ведется работа по обобщению основанной на ней судебной и третейской практики (Краткий сборник прецедентного права по Венской Конвенции 1980 г., подготовленный ЮНСИТРАЛ в 2004 г.) и изданию руководств и официальных комментариев (Руководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г.).

Следует отметить тенденцию расширения участия государств в разработанных международными организациями конвенциях в области права международной торговли и рост числа государств, принявших законодательство на основе или с учетом положений подготовленных ЮНСИТРАЛ типовых законов. Вместе с тем, вступление в силу таких конвенций по-прежнему требует значительного времени (для вступления в силу Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. потребовалось четырнадцать лет, а Венской Конвенции о купле-продаже 1980 г., одной из самых успешных, — восемь лет) или вообще не происходит (Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.). Многие государства по тем или иным причинам не спешат присоединяться к международным документам, даже если они сами участвовали в их разработке, предпочитая понаблюдать за применением их другими государствами (напр., СССР так и не ратифицировал Венскую Конвенцию о купле-продаже 1980 г., и только в 1990 г. Россия к ней присоединилась). Однако необходимо при этом учитывать, что нередко государства, не участвуя в определенной конвенции, фактически приводят свое законодательство в соответствие с ее положениями.

Все более отчетливо проявляется и та закономерность, что унификация и гармонизация права сопровождаются его модернизацией, особенно в отношении новых (таких как электронная торговля) или имеющих длинную историю, но вышедших на новый уровень общественных отношений (таких как согласительные процедуры). Единообразные нормы вырабатываются не в результате просто смешения или выбора из существующих национальных правовых норм, а путем формулирования новых, более современных.

Завершая сказанное, отметим, что постепенное расширение унификации и согласованности частного права является отражением возросшего взаимного влияния государств, даже весьма отдаленных друг от друга. В условиях такого усиливающегося взаимного воздействия, в том числе в правовой сфере, сохраняется и даже возрастает значение сравнительного правоведения. Оно позволяет ознакомиться с существующими моделями правового регулирования, критически осмыслить и адаптировать их для защиты национальных интересов и их увязки с интересами международного сообщества.

Наконец, важно сделать следующее замечание: для долговременного глобального развития международной коммерции недостаточно принять близкие или даже одинаковые правовые нормы. Требуется большее: согласованное, взаимоувязанное развитие национальных систем права. Для этого необходимо более тесное сотрудничество всех стран в рамках международных организаций и учет совместно вырабатываемых принципов правотворчества в своей законодательной деятельности.

Авторы:

Александр Муранов, к.ю.н., доцент кафедры, международного частного и гражданского права, МГИМО (У) МИД России, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

Дмитрий Давыденко, к.ю.н., директор Института международного частного и сравнительного права

Тема: КонкуренцияМеждународное частное правоИстория права
Законодательство: ЮНСИТРАЛ
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Пленум ВС принял постановление об административном судопроизводстве
Постановление более четко очерчивает подведомственность и подсудность, подробно регламентирует вопросы извещения сторон. Разъясняется, когда суд может не вести аудиопротоколирование, какие вопросы можно решить без отдельного определения, и что случится, если участник процесса не сообщит о смене номера телефона или электронной почты, на которые получает уведомления.
Адвокат-перебежчик может развалить дело генерала СКР Никандрова
Один из защитников потерпевшей стороны по делу Шакро Молодого перешел на сторону "вора в законе", замешанного в коррупционном скандале в рядах руководства СКР.
ВККС рекомендовала судью в гражданскую коллегию ВС
Высшая Квалификационная коллегия судей рассмотрела кандидатуры на судейские должности в Верховный суд. На два вакантных места претендовали три кандидата. Однако один свое заявление отозвал.
СКР получил судью, который подделал удостоверение адвоката
ВККС отдала Александру Бастрыкину судью в отставке, который брался защищать фигурантов уголовных дел, лишившись адвокатского статуса.
ЕСПЧ нашел в КоАП положения, нарушающие принцип независимости судей
Суд считает упущением отсутствие стороны обвинения в делах об административных правонарушениях.
КС разрешил местным властям сносить самострои без решения суда
Конституционный суд не стал рассматривать жалобу депутатов Госдумы на поправки в ст. 222 ГК, которые дали органам местного самоуправления право сносить самовольную постройку без решения суда.
Судья КС встал на защиту бывшего пресс-секретаря Зорькина
Судья Конституционного суда Гадис Гаджиев высказал особое мнение к Определению КС об отказе рассмотреть жалобу кандидата в депутаты Госдумы. По мнению судьи, к политику применили формальный подход. Гаджиев подчеркивает, что на основании примененного толкования спорных норм выходят "бессмысленные ситуации", когда кандидат не может исправить свою ошибку.
ФПА рассказала адвокатам, как вести себя в Интернете
Сегодня совет Федеральной палаты адвокатов единогласно принял правила поведения адвокатов в Интернете. Защитников будут наказывать не за каждый выход в сеть, а лишь тогда, когда можно будет установить их принадлежность к адвокатскому сообществу.
Сотрудничество, деньги, ФСБ: последние новости по делу Дмитрия Захарченко
В ходе обысков у врио начальника управления "Т" антикоррупционного главка было найдено около 8 млрд рублей.
ВККС отдала СКР судью, попавшегося на взятке в 200 000 руб.
ВККС удовлетворила представление Александра Бастрыкина в отношении тамбовского судьи, требовавшего 200 000 руб. за отсрочку по исполнительному листу
Опубликованы обязательные правила поведения адвокатов в Интернете
Стали известны конкретные требования, которые предъявляет Федеральная палата адвокатов ко всем защитникам, которые общаются в Интернете. Они должны вести себя профессионально, сдержанно и с достоинством. Что именно вкладывается в эти термины – понятно из правил. Их соблюдение будет обязательным – под страхом дисциплинарной ответственности.
Бывший мировой судья отделалась штрафом за получение взяток в своем кабинете
Судья за вознаграждение согласилась не лишать водительских прав полицейского, спровоцировавшего "пьяное" ДТП.
ВККС открыла вакансии руководителей и судей восьми арбитражей
Вакантны, в частности, должности председателей АС Калининградской области и 2-го ААС.
ФСБ поймала сотрудников ИФНС № 21 на взятке в 30 млн рублей
Несколько сотрудников межрайонной инспекции ФНС № 21 по Московской области задержаны по обвинению в мошенничестве. Это замначальника правового отдела Артем Елиневский, главный государственный налоговый инспектор Виталий Попов и сотрудник отдела регистрации Кирилл Крюк.
В Администрации президента не знают, что Бастрыкин подал прошение об отставке
В ряде СМИ появилась информация о том, что председатель СКР Александр Бастрыкин 20 сентября подал президенту прошение об освобождении от занимаемой должности.
Денег нет, но держится: Минюсту не хватило средств для выполнения решений ЕСПЧ
В конце лета Минюст признал, что ведомству не хватает средств для исполнения решений Европейского суда по правам человека, вынесенных против России, и обратился за поддержкой к Минфину. Сложившаяся ситуация стала известна благодаря стараниям адвокатов, а правозащитники замечают, что ранее подобных задержек государство не допускало.
ВС рассказал, как рассматривать дела о конфликте интересов
ВС обобщил практику рассмотрения арбитражных дел, связанных с применением закона о контрактной системе в сфере госзакупок. Одно из самых важных условий, которое он закрепляет, – отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком. Под ним подразумевается наличие семейных и родственных отношений между заказчиком и исполнителем.
Лебедеву пожаловались на давление в арбитражных судах по делу на 150 млн руб.
ВС опубликовал новое внепроцессуальное обращение, адресованное председателю суда Вячеславу Лебедеву.
ВС признал, что в АС МО нарушили правила подсудности
Роспотребнадзор пытался привлечь к ответственности магазин автозапчастей за незаконное использование товарного знака. Однако суд отказал госоргану, указав на нарушения при проведении экспертизы ведомством. Тогда гипермаркет решил взыскать с Роспотребнадзора сумму судебных расходов. На этапе кассации возникли вопросы с определением подсудности, в деле разбирался ВС.
Глава московского управления МВД Анатолий Якунин ушел в отставку
По данным СМИ, Якунин может занять должность начальника оперативного управления МВД.
Полковник МВД Захарченко отказывается от сделки со следствием
Полковник антикоррупционного главка МВД Дмитрий Захарченко, которого обвиняют в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями, отказывается идти на сделку со следствием.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.09)
Путин распорядился не повышать налоги ни на бизнес, ни на граждан - Минфин и ЦБ предложили новую реформу пенсионной системы - ФНС требует обезналичить сделки с ценными бумагами - Дело Каменщика закрыто - "Единая Россия" оставила оппозиции половину думских комитетов и другие темы в российской прессе
Песков не подтвердил информацию об упразднении СКР
По его словам, ликвидация комитета – это всего лишь слухи.
Минфин решил сэкономить на пенсионерах с высоким доходом
При этом ведомство предлагает и другой, менее жесткий вариант: ограничить выплату пенсий тем, кто зарабатывает 1 млн руб. Таким образом, эти меры могут затронуть около 90 000 человек.
Думский комитет по безопасности возглавит бывший заместитель Бастрыкина
Число комитетов в Госдуме нового созыва уменьшится, половину из них возглавят представители парламентской оппозиции, остальные – депутаты от "Единой России", включая экс-замглавы СКР Василия Пискарева и бывшего прокурора Крыма Наталью Поклонскую.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (28.09)
Правительство поддержало штрафы за бэби-боксы - Столичная прокуратура уличила ГИБДД в чересчур мягком наказании нарушителей - Суд оставил полицейского-миллиардера под стражей - Одномандатников заселяют в парламентские фракции - Минздрав запретит продавать антибиотики без рецепта - СКР вновь отказал "алкогольному королю" в амнистии и другие темы в российской прессе.
АС МО подтвердил отказ взыскать с главы "Интеко" 1,4 млрд руб.
Фирма Елены Батуриной пыталась взыскать 1,4 млрд руб. в качестве убытков со своего бывшего генерального директора Олега Солощанского. Заявитель утверждал, что экс-глава компании в свое время заключил контракты по цене выше рыночной. Две инстанции пришли к выводу, что истец не смог доказать недобросовестность действий Солощанского. Такое же мнение выразил и АС МО.
Минфин опубликовал итоговый вариант поправок в закон об ОСАГО
Страховщик с согласия потерпевшего сможет направлять автомобиль на одну из станций технического обслуживания, с которой у компании заключен договор.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (29.09)
Нелегальных тунеядцев обложат социальным налогом - У сбившего малайзийский самолет "Бука" нашли российскую прописку - Минфин поднимет единый налог для малого бизнеса - Транспортных надзорщиков Москвы уличили в крышевании бизнесменов - Правительство выбирает способы финансирования бюджетного дефицита и другие темы в российской прессе.
15 молдавских судей задержаны за отмывание похищенных в России $20 млрд
В Молдавии возбуждены уголовные дела в отношении шестнадцати судей и четверых судебных исполнителей, которых подозревают в причастности к отмыванию российских денег через молдавские банки.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (27.09)
Минфин закрепит за россиянами пожизненное валютное резидентство - Президент поддержал переспределение части налогов между регионами - Минобороны считает, что ополченцы не сбивали малайзийский Boeing - Думские партии поделили посты в комитетах - США запустили процедуру выдачи Ярошенко и другие темы в российской прессе
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.09)
Бывший спикер Госдумы Нарышкин возглавит СВР - Руководителей школ и больниц заставят сообщать о конфликте интересов - В России появится курортный сбор - Минфин лишит пенсий часть граждан - Страховщики выступили против повышения лита по европротоколу - В Молдавии арестованы полтора десятка судей по делу об отмывании денег из РФ и другие темы в российской прессе
Президент поручил ввести в России курортный сбор со следующего года
Соответствующие поправки правительство должно внести в российское законодательство до 1 марта 2017 года.
В ГД внесен законопроект о профилактике семейно-бытового насилия
Документом, в частности, предусмотрено введение в российское законодательство понятий "семейно-бытовой нарушитель" и "семейно-бытовое насилие".
Экс-сотрудника УСБ ФСБ по Москве Новикова обвиняют в крупном мошенничестве
По версии следствия, он и его коллега получили у иностранных бизнесменов 5 млн руб. за помощь в уклонении от ответственности за нарушение миграционного законодательства.
"Россельхозбанк" банкротит одного из крупнейших производителей игристых вин
Концерн "ЗЭТ" базируется в Кабардино-Балкарии, вся продукция предприятия выпускается в процессе переработки собственного винограда.
Полиция задержала обнальщиков свыше 1 млрд руб.
Правоохранители задержали в Москве, Подмосковье и Оренбургской области 10 членов банковской группировки.
Колокольцев представил личному составу нового начальника столичного ГУ МВД
Указом президента Анатолий Якунин освобожден от этой должности и назначен главой оперативного управления МВД.
ФСБ планирует увольнять чиновников за переписку в WhatsApp и Telegram
Эксперты Белого дома тем временем выступают против изменения законодательства в части регулирования иностранных приложений, поскольку это противоречит Конституции.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (30.09)
КС согласился с внесудебным сносом самостроя - ЦБ разделит корпоративных клиентов на категории - Овердрафты пропишут в кредитных историях - Государство ужесточит дисциплину в госкомпаниях - Чиновники лишатся портфелей за переписку в мессенджерах - "Роснефть" требует от РБК 3 млрд рублей за вред репутации и другие темы в российской прессе
Прокурор Крыма Поклонская переходит в Госдуму
Она войдет в состав партии "Единая Россия".
Следствие прекратило уголовное дело в отношении владельца "Домодедова"
Прекращено уголовное дело по поводу теракта в "Домодедове" в отношении фактического владельца аэропорта Дмитрия Каменщика. Об этом на заседании в Басманном суде столицы заявил представитель СКР.
Кириенко может сменить Володина на посту замглавы администрации президента
По данным источника, близкого к Кремлю, указ о назначении Кириенко в АП может быть опубликован уже в ближайшее время.
Суд взыскал с сенатора Клинцевича 300 000 руб. за новогодний отдых в санатории
Таким образом, суд подтвердил решение Рузского горсуда, обязавшего сенатора Франца Клинцевича оплатить проживание в подмосковном Центре восстановительной терапии.
Юрлиц обяжут вносить в государственный реестр дополнительные сведения о себе
Теперь юрлица должны будут сообщать о предбанкротном состоянии, результатах аудиторских проверок, членстве в СРО, а также предоставлять данные финансовой и бухгалтерской отчетности. ООО обяжут информировать об увеличении уставного капитала.
Безработных могут лишить доступа к бесплатным медуслугам
Минтруд подготовил законопроект, согласно которому неработающих обяжут платить за услуги в государственных, региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Путин назначит Нарышкина главой Службы внешней разведки
Занимающий этот пост сейчас Михаил Фрадков предположительно перейдет на работу в РЖД в качестве председателя совета директоров.
Сына заместителя Колокольцева назвали главным кандидатом на место главы МУРа
Начальник управления уголовного розыска столичного главка МВД Игорь Зиновьев написал рапорт об увольнении из органов внутренних дел.
Госдеп США запретил американским компаниям работать с Россией
По словам замглавы МИДа РФ Алексея Мешкова, соответствующая инструкция запрещает работать с Россией компаниям не только из США, но и из других стран.
Власти подтвердили работу над дешифровкой интернет-трафика россиян
В рабочей группе при администрации президента подтвердили информацию о том, что госорганы обсуждают вопрос расшифровки и анализа всего интернет-трафика граждан.
ФСИН выделит адвокатам дополнительные кабинеты для встреч с подзащитными в СИЗО
Столичные адвокаты пожаловались в Общественную наблюдательную комиссию на проблему свободного допуска в следственные изоляторы.
Путин поручит защитить бизнес от уголовного преследования
Как и предполагалось, сегодня рабочая группа по предпринимательству под председательством Сергея Иванова рассмотрела предложенные Борисом Титовым поправки, ужесточающие наказания за незаконное преследование бизнесменов. В скором времени законопроект будет внесен Владимиром Путиным на рассмотрение Госдумы.
Следователь подчинился Генпрокуратуре: как прекратили дело владельца "Домодедова"
Следователь был против прекращения дела, но не мог обжаловать представление заместителя генпрокурора Александра Гуцана, признавшего уголовное преследование бизнесмена незаконным.
Следователи направили в прокуратуру дело экс-главы ВБРР Титова
В случае утверждения результатов расследования прокурорами дело поступит в суд для рассмотрения по существу.
"Дочка" ВТБ наняла адвоката ЕПАМ для защиты в споре с налоговиками
Общий размер вознаграждения, согласно договору, составит не более €35 000.
Полковника Захарченко и его начальника уволили из МВД
По результатам служебной проверки из органов уволены арестованный полковник МВД Дмитрий Захарченко и начальник управления "Т" ГУЭБиПК Александр Тищенко, сообщила руководитель пресс-службы ведомства Ирина Волк.
Следствие может привлечь Вексельберга к "делу "Реновы"
В деле топ-менеджеров подконтрольных бизнесмену компаний "Ренова" и "Т Плюс" могут появиться новые фигуранты.
ФАС выявила нарушения при закупках Минздравом систем для диагностики ВИЧ
К закупке могли быть допущены тест-системы, использующие определенный метод диагностики.
Конгресс CША единогласно одобрил закон о санкциях против России
Этим же законом Украине в качестве поддержки выделены летальные оборонительные системы вооружений.
ЦБ отозвал лицензии у двух столичных банков
В частности, лицензии лишился "Военно-промышленный банк" из топ-100.
Производителя майонеза "Махеевъ" банкротят из-за долга в 270 млн руб.
Бывший эксклюзивный представитель торговой марки "Махеевъ" обратилась в суд с иском о банкротстве известного производителя майонезов и кетчупов.
В правительстве одобрили законопроект о запрете создания беби-боксов
Документ предусматривает штрафы для юрлиц в размере от 1 до 5 млн руб. либо приостановку их деятельности на срок до трех месяцев.