Судебные процессы в России интересны иногда вкладом в судебную практику, разрешаемыми правовыми коллизиями, иногда — суммами, так или иначе стоящими на кону. А иногда тем, что подтверждают или опровергают расхожее утверждение о том, что окологосударственный отечественный бизнес наибольшую отдачу тем, кто в него вовлечен, приносит не за счет эффективности.
Арбитражный суд города Москвы опубликовал решение по спору государственной "Объединенной авиастроительной корпорации", объединяющей крупнейшие авиастроительные предприятия России, и ООО "Управляющая компания "Русские самолеты" вокруг займа, выданного ОАКом 8 октября 2008 года. Тогда "Русские самолеты" получили на два месяца 9 млн руб. под 14,5% годовых.
Судя по материалам дела, деньги возвращены не были, но ОАК обратилась в суд (дело А40-7194/12) только спустя три года, в середине декабря 2011 года, через код кстати, после того, как первого руководителя корпорации Алексея Федорова сменил Михаил Погосян. ОАК требовала взыскать предоставленные 9 млн руб., 4,99 млн руб. процентов за пользование займом и 2,7 млн руб. процентов в порядке ст.395 ГК РФ (ответственность за неисполнение денежного обязательства).
Судья Кирилл Лисицын, рассматривал дело довольно долго. "Истец представил справку о долге по состоянию на 6 августа 2012 года", — говорится в решении, принятом в августе 2012 года, а что касается ответчика, то он от участия в процессе уклонился — ни доказательств не представил, ни сумму не оспорил. В результате Лисицин напомнил ч.2 ст.9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в данном случае предоставления доказательств, и резюмировал: "Арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению".
В отличие от ОАК, о "Русских самолетах" ничего неизвестно. Согласно данным ЕГРЮЛ, ее уставный капитал составляет 10000 руб., а единственным владельцем является генеральный директор Вячеслав Погребной. В 2008 году он дал несколько интервью разным изданиям, в котором рассказывал о планах реализации крупных проектов — таких, например, как поставки в Индию 25 самолетов Ил-114-100. Однако до их реализации дело, судя по всему, так и не дошло.
Погребной также значится руководителем и учредителем в ОАО "Русские самолеты" (исключено из ЕГРЮЛ в марте 2011 года), имеет отношение к ООО "Фест Джет Авиэйшен" (ФДА, уставный капитал 10000 руб.), ООО "Фест Лизинг Авиэйшн" (ФЛА, уставный капитал 185 млн руб.) и ОАО "РС Лизинг" (учреждена "Русскими самолетами" вместе с авиакомпанией-банкротом "Континент"). Ни одна из этих организаций информации о своей деятельности в виде отчетности перед Росстатом не оставила.
В ОАК не стали отвечать на вопрос "Право.Ru" о том, почему корпорация решила выделить 9 млн руб. "Русским самолетам". Проигнорирован был и вопрос о том, не намерена ли она обратиться в правоохранительные органы по поводу вероятного мошенничества.