С 1 сентября 2019 года в Основах законодательства РФ о культуре появилась новелла (ст. 52.1), которая предусматривает, что билеты с исправлениями «являются недействительными, не дают права на посещение зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату». Законодатель позаботился о ведущих организациях культуры России и сделал случаи незаконной перепродажи билетов на их мероприятия менее возможными, поясняет Семён Кирьяк, управляющий партнер «Кирьяк и партнеры». Но, заботясь о сохранении доходов бюджетных учреждений в сфере культуры, власти не предусмотрели особые механизмы защиты добросовестного покупателя, констатирует эксперт.
Неудачный подарок
Фактически покупка билета на культурно-зрелищное событие представляет собой обычный договор возмездного оказания услуг, утверждает советник Ольга Бенедская. И документ может стать недействительным лишь в случаях, которые перечислены в законе (общие основания прописаны в ст. 162–163 и 168–179 ГК). В спорных ситуациях нужно ориентироваться в первую очередь именно на эти нормы, поясняет Бенедская. Но не во всех учреждениях придерживаются такой позиции.
Антон Акмолов* купил своей теще Алле Рассказовой* на юбилей два именных билета в Большой театр: для нее и ее дочери. Зять приобретал подарок в электронном виде, но распечатал и закрасил цену в нем, чтобы сделать сюрприз.
Но в день спектакля женщин не пустили на постановку. Сотрудники театра сказали, что билеты с заштрихованной ценой являются недействительными и предложили зрительнице заново распечатать электронную форму. По правилам культурного учреждения сделать это мог лишь покупатель подарка, а зять Акмоловой не смог так быстро приехать в театр.
Рассказова посчитала действия театра незаконными и написала туда претензию, которая осталась без удовлетворения. Тогда пострадавшая обратилась в мировой суд. Она попросила выплатить ей цену билетов – 10 000 руб., компенсацию морального вреда на сумму 50 000 руб.
Мировой судья судебного участка № 218 Гагаринской района Москвы Лилия Дворская отказала в иске, сославшись на то, что по правилам театра билет не должен содержать каких-либо помарок (решение есть в распоряжении редакции). Более того, в самом электронном файле указано, что «билет с исправлениями считается недействительным». Такие положения соответствуют Основам законодательства РФ о культуре, где содержатся аналогичные нормы, подчеркнула Дворская.
Эксперты «Право.ru»: «Суд формально оценил ситуацию»
Артур Великжанин из отмечает, что предусмотренная во внутренних правилах театра обязанность клиента распечатывать электронный билет – это архаичная практика. Вместо того чтобы помочь зрителю, сотрудники учреждения культуры имеют массу инструкций и правил, позволяющих им этого не делать, констатирует эксперт: «Итог один – испорченный праздник и два пустующих места в зале».
Недопустимость помарок, подчисток и исправлений, недействительность билетов при их наличии – это давняя и общая норма практически для всех видов билетов. Но нужно понять, насколько эти нормы отвечают духу времени и тем целям, которые были в них заложены изначально, когда еще не было электронных билетов, были факты подделок билетов и процветал бизнес перекупщиков.
А суд продемонстрировал формальный и в какой-то мере поверхностный подход, считает Сусана Киракосян, партнер , доцент Финуниверситета: «Малейшее несоблюдение реквизита формы билета не позволяет квалифицировать сделку как недействительную».
Если потребитель внес правки в бумажную копию билета, то действительность сделки легко проверить. Достаточно получить данные покупателя и электронного билета. Такой билет нельзя порвать или потерять, у него есть индивидуальный код. Суд явно отошел от распределения бремени доказывания недействительности сделки.
Суд не принял во внимание, что билет покупали через интернет и он представляет собой электронный документ, отмечает Бенедская: «Его очень сложно подделать или внести в него какие-то исправления, так как он хранится в базе данных Большого театра». Поэтому заштриховку цены на распечатанном «образе электронного документа» нельзя приравнивать к исправлениям в самом билете, поясняет эксперт.
Исходя из обстоятельств дела очевидно, что речь идет о борьбе Большого театра с перекупщиками. Но с правовой точки зрения я не согласен с позицией суда. Утвержденная форма билетов существует, во-первых, для отчетности самого учреждения культуры, а во-вторых, чтобы покупатель мог удостовериться в его действительности. Сама суть электронного билета не в его утвержденной форме, а в штрих-коде, который содержит всю необходимую информацию.
Но билет – лишь подтверждение заключенного договора, как номерок от гардероба, поэтому второй важный вопрос в обсуждаемой истории касается правильной квалификации соглашения между зрителем и театром, замечает Максим Потураев из . Он склоняется к тому, что это смешанный договор, который состоит из элементов подряда и аренды. И в рассматриваемом случае театр неправомерно отказался его исполнять и злоупотребил своим правом не пускать на представление, резюмирует эксперт.
Как правильно вернуть
Правила возврата электронного билета должны содержаться на сайте организации, у которой он приобретался. Во время покупки важно обратить внимание на то, с кем заключается договор (с организатором мероприятия или с посредником, который имеет право продавать такие билеты), подчеркивает Бенедская.
- не позднее чем за 10 дней до мероприятия – вернут 100% цены билета;
- от 5 до 10 дней до мероприятия – вернут не менее 50% цены билета;
- от 3 до 5 дней до мероприятия – вернут не менее 30% цены билета;
- менее чем за 3 дня до мероприятия – 0% от цены;
- возврат денег в полном объеме возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.
По закону вернуть билеты можно всегда, если потребитель оплатил исполнителю фактически понесенные им расходы (ст. 32 закона о защите прав потребителей и п. 1 ст. 782 ГК). Иногда организаторы мероприятия включают в электронные билеты условия о возврате или обмене билетов только в случае отмены или замены мероприятия, предупреждает Бенедская.
Но такое условие ничтожно, что прописано в п. 76 Постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 года № 25. Это подтверждается и судебной практикой. Так, в деле № 33-1747/2017 Московский городской суд взыскал в пользу истца 154 400 руб. за билеты на несколько спектаклей, которые он решил вернуть театру «из-за изменившихся жизненных обстоятельств». Учреждение не хотело брать их назад.
* – имя и фамилия изменены редакцией.