ПРАВО.ru
Сюжеты
3 мая 2011, 21:27

ВАС подытожил работу "Моего арбитра" и наметил направления развития системы

ВАС подытожил работу "Моего арбитра" и наметил направления развития системы
Фото Право.Ru

В течение двух месяцев рабочая группа Высшего Арбитражного Суда под руководством зампреда Татьяны Андреевой обсуждала замечания и предложения, поступившие в ВАС относительно нового — электронного — порядка подачи документов в арбитражные суды. Сегодня результаты этих обсуждений были обнародованы.

Подать документы можно круглосуточно, но важно соблюдать технические требования

К системе подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" подключены абсолютно все арбитражные суды, напоминает рабочая группа ВАС. Также она разъясняет, что подать документы в арбитражный суд можно круглосуточно, независимо от режима работы этого суда. Просмотрены документы, конечно же, будут в рабочее время.

Уведомление о том, что документы поступили в арбитражный суд, либо о том, что они не соответствуют требуемым техническим характеристикам и не могут считаться поступившими, направляется пользователю, как правило, в день поступления документов или не позднее первой половины следующего рабочего дня.

Каждый документ должен загружаться в систему в систему в виде отдельного файла, при этом количество файлов должно соответствовать числу документов, отправляемых в суд, а название файла должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нем. Рабочая группа отклонила предложение допустить загрузку нескольких документов в одном файле. Отмечается, что требование "один документ — один файл" является принципиальным.

Представители ВАС также разъясняют, что нельзя отправить через сервис аудиофайл или файл jpg формата, потому что система рассчитана на подачу в электронном виде документов, но не вещественных доказательств.

Обращается внимание заявителей и на обязательность цитирования норм АПК при подаче документов в электронном виде, так как это необходимо для обеспечения максимально удобного использования системы "Электронный страж".

Случаи, когда необходим подлинник

В протоколах рабочей группы указывается, что подача в электронном виде заявления о принятии предварительных обеспечительных мер невозможна – делать это можно только с использованием бумажного носителя. Необходимость предоставления подлинных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 126 АПК РФ, напоминает рабочая группа. Указанные документы должны быть предоставлены в том числе и при решении вопроса о возврате государственной пошлины. Суд указывает на порядок предоставления документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, после принятия искового заявления к производству.

Вместе с тем, по мнению рабочей группы, заслуживает внимания предложение о том, чтобы предоставить возможность сторонам заключить в электронном виде мировое соглашение. Однако утвердить его в суде все равно можно будет только при наличии его оригинала — только это позволит установить действительную волю сторон.

На будущее

Рабочая группа взяла в проработку предложение о том, чтобы включить в "Мой арбитр" возможность подачи в электронном виде замечаний на протокол судебного заседания. Поскольку они предоставляются в суд в течение трех дней со дня изготовления протокола, этот короткий срок требует значительной скорости реагирования.

Возможно, скоро "Мой арбитр" будет дополнен возможностью создавать и сохранять шаблон с данными, чтобы в последующем не заполнять каждый раз эти данные.

Также было принято в проработку предложение о том, чтобы система оповещала участников процесса о подаче стороной нового электронного документа письмом, направляемым на электронную почту. Однако при этом ВАС решил, что не следует относить к данным, обязательным в системе для заполнения, адреса электронной почты ответчиков. Поскольку в АПК соответствующее требование отсутствует, это поле можно будет заполнять по желанию.

Рабочая группа согласилась с целесообразностью модернизировать программу регистрации надзорных заявлений, чтобы она автоматически оповещала судью о так называемых "связанных делах". Это важно для будущего совершенствования системы электронного документооборота, однако предстоит еще определить критерии поиска системой таких дел.

Много замечаний поступило в рабочую группу относительно подачи через "Мой арбитр" документов по делам о несостоятельности и банкротстве. Эти и другие замечания были направлены в рабочую группу ВАС по банкротству, чтобы усовершенствовать "Мой арбитр" в этой части.

В помощь представителям сторон

Уже не раз судьи Высшего Арбитражного Суда жаловались на отсутствие достаточного профессионализма и подготовки представителей сторон, в том числе и в надзоре. Чтобы купировать эту проблему, будет изучаться предложение о разработке специального бланка для заявления о пересмотре дела в порядке надзора. Эта форма в "Моем арбитре" будет содержать графы с наиболее существенными для пересмотра положениями — например, отсылка к норме права, единообразное толкование и применение которой нарушено судами. При этом заполнение бланка не будет обязательным.

С протоколами заседаний рабочей группы можно ознакомиться на сайте ВАС.