ПРАВО.ru

Верховный суд Республики Бурятия


Верховный суд Республики Бурятия

Верховный суд Республики Бурятия

Руководство

Председатель суда Кириллова Альбина Александровна
Заместитель председателя суда Бидогаева Аида Юрьевна
Заместитель председателя суда Богданова Ирина Юрьевна

Контакты

Адрес 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 51
Телефон (3012) 21-44-62
Сайт vs.bur.sudrf.ru

История

В конце XVIII в. земский суд являлся административно-политическим органом в уезде, а также выполнял судебные функции.
Верхнеудинский земский суд до 1851 г. подчинялся Иркутскому губернскому правлению, с 1851 г. - Забайкальскому областному правлению.
Судопроизводство у инородческого населения было следующим. Первоначально институт Суда нойонов был предусмотрен инструкцией С.Л. Владиславича-Рагузинского от 27 июня 1728 г., затем подтвержден указом Коллегии иностранных дел, изданным 8 ноября 1729 г.

Утверждение института суда и практическая необходимость вызвали появление первых сборников обычного права ясачных, они содержали только те нормы, которые применялись судом нойонов в силу его юрисдикции, узаконенной царскими властями.
"Книга записи судебных законов Селенгинского ведомства" от 1775 г. состоит из 140 статей, в каждой из которых подробно описывается диспозиция и санкция, однако в их числе нет ни одной статьи об убийстве. Сборники степных законов "инородцев" Восточной Сибири - самостоятельные памятники обычного права. Их появление тесно связано с узаконением Российским государством институтов суда и управления коренным населением.

Устав об управлении "инородцев" 1822 г. учредил суд "словесной расправы", который по своей сути был тем же судом нойонов, что и раньше. Разница состояла лишь в том, что правовая регламентация суда "словесной расправы" была разработана законом более детально. Кроме того, предусматривалась кодификация обычаев, в соответствии с которыми должна была производиться "словесная расправа".

С конца 40-х гг. XIX в. заметна тенденция к сокращению полномочий Степных Дум в вопросах судопроизводства. Фактически в нарушение "Устава" 11 августа 1849 г. был издан Указ Иркутского губернского правления за № 3829, согласно которому по распоряжению Генерал-губернатора Восточной Сибири запрещалось впредь Степным Думам рассматривать исковые дела инородцев. 22 июня 1851 г. последовал новый Указ Иркутского губернского правления о передаче всех исковых дел "по принадлежности". Следующим шагом по пути ограничения судопроизводства у сибирских инородцев, в частности, у бурят, стало принятие Судебной реформы 1864 г. В результате реформы суд был отделен от администрации, вводился гласный состязательный процесс, была создана адвокатура, почти полностью отказались от сословных судов, устанавливалась презумпция невиновности.

После Октябрьской революции вся судебная система бывшей Российской империи была ликвидирована на основании Декрета о Суде №1, подписанный В.И. Ульяновым-Лениным в декабре 1917 г., и образованы народные суды с участием народных заседателей.
Мартовским декретом 1920 года были введены окружные суды и положения о судоустройстве. Декрет устанавливал выборность народных судей и заседателей Советами рабоче-крестьянских депутатов.

С 1922 года началось преобразование судов на основе единой судебной системы. Трибуналы, кроме военных, были упразднены. В автономных областях установились народные суды и областной суд автономной области, в автономных республиках - народные суды и главный суд.
12 сентября 1923 г. ВЦИК утвердил "Положение о государственном устройстве БМАССР", по которому Бурят-Монгольская Республика входила в состав РСФСР как ее федеративная часть с центром в г. Верхнеудинске. В "Положении" указывалось, что аппарат государственной власти БМАССР организуется согласно Конституции РСФСР из местных Советов, их съездов и исполкомов, Совета Народных Комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета. Высшим Судебным органом Республики стал Главный Суд Бурят-Монгольской АССР, который был образован Постановлением ВЦИК от 11 сентября 1923 г. Главный Суд выступал в качестве единственного высшего судебного органа БМАССР, который действовал на правах губернского суда, предусмотренных "Положением о Судоустройстве РСФСР".
Главсуд состоял всего из 7 судей - Председателя, заместителей по уголовным и по гражданским делам, образующих Президиум Главсуда, и 4-х постоянных членов. Председатель и его заместители избирались ЦИК Республики сроком на 1 год и утверждались Президиумом ВЦИК. По истечении годичного срока те же лица могли быть избраны вновь…

Итак, с самого начала образования республики Главсуд БМАССР небольшим составом исполнял свои функции в качестве органа кассационного рассмотрения и в качестве судебного центра Бурятской Республики.
В декабре 1937 г., в связи с принятием новой Конституции БМАССР, Главный суд республики переименован в Верховный суд Бурят-Монгольской АССР. Подведомственные структуры утверждены не были, народные суды, как и прежде, подчинялись Наркомату юстиции БМАССР.
В августе 1938 г. был принят Закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", в котором закреплялась унифицированная судебная система.

27 марта 1992 Верховным Советом Бурятской ССР был принят Закон "О переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятии". Верховный суд Бурятской АССР стал именоваться Верховным судом Республики Бурятия, что и было закреплено в ст.101 Конституции Республики Бурятия, принятой 22 февраля 1994 г.
В настоящее время в Верховном суде Республики Бурятия трудятся судьи, имеющие почетные звания "Заслуженный юрист России" - это Первый заместитель Председателя Верховного суда РБ Осокин Г.А., заместитель Председателя Верховного суда РБ Киселева Л.В., судья Верховного суда РБ Осодоев В.И., которые представлены к награждению Орденом Почета.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).