Каршеринг
1 сентября 2020, 8:41

ВС разобрался, кто заплатит за ДТП с прокатным авто

Взял автомобиль в прокат и посадил за руль друга - такое бывает. Но кто будет компенсировать ущерб, если машина попала в ДТП, а за рулем был водитель, не указанный в договоре? О том, что имеет значение в подобных делах, разъяснила коллегия по гражданским спорам Верховного суда.

Машина напрокат

Леонид Шевчук* на два дня взял в прокате машину "Фольксваген Поло". Он подписал договор об этом с ООО "Прокат автомобилей" и получил доверенность. По условиям договора он не мог сажать за руль кого-то еще, кто не был указан в приложении к документу, и отвечал за транспорт сам независимо от наличия второго водителя.

По договору арендатор обязался вернуть машину в том же виде, в котором он ее получил, и полностью возместить арендодателю ущерб при аварии. Как выяснилось позже, автомобиль не был застрахован по КАСКО.

Машина попала в ДТП. Но оказалось, что за рулем был не сам арендатор, а другой человек - Анна Шевчук*. При возврате автомобиля на нем были повреждения, и компания направила арендатору телеграмму с просьбой явиться на осмотр авто. Шевчук никуда не пошел и два месяца спустя получил судебную претензию с требованием возместить ущерб. Стоимость ремонта эксперты оценили в 123 500 руб., сама оценка обошлась еще в 6000 руб. Когда и после этого арендатор ничего не предпринял, компания обратилась в суд.

Позиция судов

Первая инстанция удовлетворила иск. Там пришли к выводу, что Леонид Шевчук передал управление другому водителю, а значит у него возникла обязанность возместить ущерб при ДТП. Апелляция не согласилась с выводами коллег. Там решили, что арендодатель, передавая автомобиль в пользование, должен позаботиться о страховании по КАСКО, а если такое авто повредили,  ответственность арендатора ограничивается франшизой. При этом (именно в случае наличия страхового полиса КАСКО) если на момент аварии машиной управлял не указанный в договоре водитель, за ущерб ответит арендатор. Но в случае с Шевчуком такой страховки не оказалось. Из этого в апелляции сделали вывод, что истец не исполнял свои обязательства, и надо ограничить ответственность арендатора размерами франшизы и уменьшить сумму ущерба.  

Что решил ВС

Компания-владелец машины не согласилась с этим и оспорила апелляционное определение в Коллегии по гражданским спорам Верховного суда. Там согласились: оно принято с нарушениями норм права. Основное, на что указала коллегия под председательством судьи Вячеслава Горшкова в судебном акте по делу (дело № 57-КГ20-4) - необходимо учесть все обстоятельства, важные для спора. В данном случае это условия соглашения, достигнутого сторонами, о том, как действовать, если машина пострадала.

Суд первой инстанции установил, что по условиям договора страхование распространяется только на арендатора и/или водителя, указанного в приложении к документу. Если же автомобилем управлял другой человек без согласования с арендодателем, ответственность за любой причинённый ущерб ложится на арендатора. Если толковать договор буквально, то при передаче автомобиля третьему лицу в обход договора и без согласия владельца машины, ответственность несет только арендатор, и КАСКО на него не распространяется.

"При таком положении факт наличия или отсутствия страхования транспортного средства по договору КАСКО при передаче автомобиля в аренду в настоящем случае, когда управление было передано не согласованному с арендодателем лицу, правового значения не имеет", - указал в определении Верховный суд.

Но апелляция не устанавливала, договорились ли стороны о возможность посадить за руль машины кого-то еще. Именно это важно для дела, заключила коллегия и отправила дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Аренда и каршеринг: проблемы

С обычным прокатом авто вопросов возникает не так много. А вот при использовании каршеринга (краткосрочная аренда машин с помощью мобильного приложения) остается множество неясностей и рисков для потребителя.

Приемка автомобиля происходит при нажатии кнопки в программе, а вопрос сдачи машины после поездки вообще с правовой точки зрения не урегулирован, замечает юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Делгира Ходжаева. Чтобы избежать проблем, при приемке и после использования авто необходимо его осмотреть, зафиксировав состояние машины на фото или видео, разъясняет эксперт: "Если нашли повреждения у авто, то надо сразу же сообщить об этом арендатору". 

Другая проблема - договоры каршеринга часто не соответствуют гражданско-правовому законодательству и закону о защите прав потребителей, говорит Ходжаева. Согласно положениям соглашения с «Яндекс.Драйв», при передаче прав управления авто третьим лицам арендатор отвечает за их действия как за свои собственные, при этом выплачивает арендодателю штраф. Наказание грозит и за передачу учетной записи в приложении.  На практике, если обстоятельства выясняются уже после использования каршеринга, деньги автоматически списываются с банковской карты клиента, а бремя доказывания лежит на ответчике, утверждает юрист. По ее словам, судебная практика по таким штрафам пока отсутствует из-за того, что в большинстве таких случаев компании каршеринга просто блокируют аккаунты пользователей и не предоставляют им больше услуги, что тоже нарушает права потребителей. 

Соглашения с каршеринговыми фирмами являются договорами присоединения, то есть, у клиента нет возможности пользоваться сервисом, выбрав для себя другие условия, поясняет Ольга Бенедская, адвокат КА Муранов, Черняков и партнеры. Такие договоры представляют из себя многостраничные документы, в которых сервисы стремятся более или менее успешно до мелочей и в свою пользу прописать все потенциальные ситуации, в которых может оказаться их клиент, констатирует юрист. Она призывает обратить внимание на обязанности клиентов, прописанные в документе.

Условия договора с каршерингом: на что обратить внимание

Такие договоры обычно содержат обязанность клиентов: 

Помимо административного штрафа в случае нарушения ПДД выплатить сервису еще и договорный штраф..Если автомобиль пришлось эвакуировать, то договоры обычно содержат обязательство клиента забрать машину со штрафстоянки. Иначе придется заплатить расходы каршеринговой компании на эту ситуацию.Помимо возмещения убытков от аварии придется заплатить еще и договорный штраф фирме.Ольга Бенедская, адвокат КА Муранов, Черняков и партнеры

Все описанное вопреки пословице «Не свое — не жалко» стимулирует каждого внимательно прочитавшего договор с каршерингом как к более бережному обращению с арендуемыми машинами, так и к более тщательному соблюдению ПДД, замечает Бенедская.