Уголовные дела против исполнителей госконтрактов: итоги исследования
В рамках работы было изучено свыше 350 релевантных приговоров, вынесенных за последние четыре года.
Выводы, полученные в результате исследования, помогут участникам госзакупок оценить риски в работе своей компании, избежать ошибок, скорректировать финансово-хозяйственную деятельность во избежание возможного внимания со стороны правоохранителей.
Обзор содержит перечень распространенных ошибок предпринимателей, содержащих уголовные риски. В содержательной части представлен разбор показательных уголовных дел с описанием:
схем реализации контракта;допущенных ошибок;их квалификации правоохранителями;позиций обвинения, защиты и суда;приведены статистические данные.Главное, даны практические рекомендации ведущих экспертов — как ученых, так и практикующих юристов в сфере госзакупок — о том, как минимизировать уголовные риски.
По итогам исследования авторы пришли к следующим выводам.
↪ Чаще всего к уголовной ответственности привлекают руководителей компаний.
Также фигурантами уголовных дел в сфере госзакупок становятся бенефициары, представители топ-менеджмента компании и даже руководители компаний-контрагентов.
↪ В исследовании было выявлено, какие именно ошибки со стороны исполнителей становятся предметом внимания правоохранителей. Самые распространенные из них:
завышение начальной (максимальной) цены контракта в коммерческом предложении;помощь заказчику в формировании технического задания;создание мнимой конкуренции на торгах — привлечение подконтрольных компаний;подписание актов, содержащих недостоверные сведения;поставка продукции, не соответствующей условиям государственного контракта.Подобные нарушения в 89% случаев правоохранители квалифицируют по ст. 159 УК («Мошенничество»). Вторым распространенным составом является ст. 291 УК («Дача взятки»).
↪ Статистические данные о назначенных наказаниях показали, что тяжесть уголовной санкции зачастую зависит от размера причиненного государству ущерба и числа соучастников в реализации преступной схемы исполнения государственного контракта:
в 47% случаев исполнителям назначали условный срок; в 30% — штрафы; в 18% — реальные сроки отбывания наказания.↪ Отсутствие претензий заказчика или положительное решение арбитражного суда по контракту не гарантирует отсутствие внимания со стороны силовиков.
Все выявленные уголовные риски возможно минимизировать. Как это сделать — также указано в исследовании Китсинг и партнеры С его результатами можно ознакомиться по ссылке.
Адвокатское бюро«Китсинг и партнеры» города МосквыИНН: 9703046541. Erid: 2VfnxyV4ctHРеклама