Конституционный суд не увидел дискриминации в повышенных штрафах за ряд нарушений правил дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге. КС счел, что такое разграничение обусловлено "объективными причинами" и отметил, что власти Москвы и Санкт-Петербурга при слушании дела выступали за их соответствие Конституции. Недовольным депутатам КС предложил уточнить КоАП, чтобы дать субъектам РФ право участвовать в определении размеров штрафов за нарушения с учетом региональной специфики.
Увеличенные штрафы в двух столицах были введены в 2012 году за остановку или стоянку в неположенном месте, использование выделенной полосы для общественного транспорта, нарушение правил движения в жилых зонах, несоблюдение запрета на движение грузового транспорта. Эти санкции были включены в ч. 5 и 7 ст. 12.16, ч.1² ст. 12.17, ч. 5 и 6 ст. 12.19 и ч. 2 ст. 12.28 КоАП. Размер штрафов для Москвы и Санкт-Петербурга составил от 2500 руб. до 5000 руб., что в несколько раз превышает аналогичные штрафы для остальных регионов РФ.
Запрос о проверке конституционности разных штрафов для разных субъектов направили в КС 95 депутатов Госдумы. Они просили проверить упомянутые нормы на соответствие основному закону страны. По мнению заявителей, введение отличающихся наказаний за одно и то же правонарушение для разных субъектов федерации нарушаются конституционные предписания о равноправии граждан и запрете произвольной дискриминации. Они посчитали, что различия в санкциях нарушают принцип равенства перед законом, установленный Конституцией РФ, ее ст. 19 (ч. 2) во взаимосвязи со ст. 6 (ч. 2), 55 и 62 (ч. 2).
В КС с этим не согласились. "Будучи ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения во всей стране, федеральные власти вправе принимать меры, способствующие разрешению региональных дорожно-транспортных проблем с учетом местной специфики", – зачитал сегодня постановление судья докладчик Михаил Клеандров. Таким образом, они вправе устанавливать повышенный размер штрафов для отдельных субъектов федерации, а оспариваемые нормы устанавливают увеличенные санкции лишь за те правонарушения, которые по своему характеру способны негативно повлиять на дорожную остановку и затруднить городское движение.
КС считает, что выделение в особую категорию Москвы и Петербурга обусловлено их объективными особенностями: они представляют собой главные транспортные узлы государства, этим объективно предопределяются более сложные условия движения и повышенный уровень угроз дорожной безопасности. "Исходя из этого, оспариваемые положения преследуют конституционно-значимые цели", – говорится в постановлении.
Дискриминации в повышенных штрафах нет, уверен КС. Критерии равенства и соразмерности в ограничении конституционных прав повышенными штрафами не нарушаются, поскольку они подлежат применению равным образом ко всем лицам, находящимся в одинаковых условиях и обстоятельствах на территории Москвы и Санкт-Петербурга, говорится в постановлении. Конституционный суд также напомнил, что власти двух столиц "не выражали негативного отношения к оспариваемым нормам при их принятии, а при слушании дела в КС выступали за их соответствие Конституции".
Несогласным депутатам в КС предложил заняться корректировкой КоАП. "Не исключаются правомочия федерального законодателя внести к КоАП изменения, чтобы предоставить субъектам РФ право участвовать в определении размеров штрафов за правонарушения, имеющие существенную региональную специфику", – заявил Клеандров.