Депутаты очень неохотно увеличивают число мировых судей в регионах – заложенный в законодательстве лимит практически исчерпан, а Верховный суд все продолжает поддерживать законопроекты из субъектов. Правительство такой подход не одобрило, депутаты тоже. Последние даже решили искать компромисс между правительством и ВС, чтобы суд не противоречил мнению чиновников.
Думский комитет по госстроительству перед первым чтением рассматривал сегодня четыре законопроекта региональных заксобраний, которые просили увеличить у них в субъектах количество мировых судей. Удмуртия просила увеличить с 81 до 85 число мировых судей, Ханты-Мансийский автономный округ – с 76 до 80, Ленинградской области требовалось дополнительно еще восемь мировых судей, а Волгоградской области – пять.
Большинство регионов ссылались на то, что за мировыми судьями числится больше населения, чем положено по ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". По нему с 1 января 2007 года под юрисдикцией одного мирового судьи должны находиться не 30 000, как ранее, а 23 000 человек. Тогда же было увеличено количество мировых судей в стране на 1500. Субъекты РФ это число достаточно быстро выбрали, признавал в декабре 2011 года глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин. По его оценке, на тот момент нераспределенными оставались около 60 должностей. В результате парламентарии были вынуждены искать альтернативные способы снижения нагрузки на мировых судей, и в 2013 году Госдума разрешила им не писать мотивированные решения, а председателям райсудов разрешила перераспределять дела между мировыми судьями, чтобы добиться равномерности нагрузки на них. Кроме того, парламентарии увеличили с 1500 руб. до 3000 руб. минимальную сумму задолженности и штрафов, которую налоговые и таможенные органы вправе взыскивать с физлица в судебном порядке (подробнее).
Однако эффект от нововведений был временным – субъекты опять регулярно просят разрешить им иметь побольше мировых судей и ссылаются не только на превышение лимитов, но и на растущую нагрузку. В частности, на это жалуются парламентарии ХМАО и Волгоградской области. В подтверждение они приводят статистику, по которой мировой судья в городах Урае и Мегионе (ХМАО) в 2012 году рассматривал по 676,9 и 270,8 дела в месяц соответственно, а в городах Волжском и Дзержинском – чуть более 238 дел. В среднем же по России этот показатель равен 172,5 дела в месяц.
У субъектов есть рецепт решения проблемы – нужно увеличить число судей. "Критерием создания судебных участков на региональном уровне должен быть не только расчет численности населения на территории участка, но и количество дел, рассматриваемых мировыми судьями", – заявляли в думе ХМАО и напоминали про суровый климат в регионе, большие расстояния и необходимость обеспечить доступность граждан к правосудию. С ними соглашались волгоградские коллеги, подчеркивая, что у них нет возможности перераспределить судебные участки, так как практически везде нагрузка на судей велика.
Такое обоснование хоть и устроило Верховный суд, но не впечатлило правительство, которое отказалось полностью удовлетворять запросы регионов. Правительство, а следом и думский комитет по госстроительству согласились дать ХМАО вместо четырех запрошенных всего две новые должности мирового судьи, а Волгоградской области – полностью отказать. В правительстве все же нашли резервы для перераспределения нагрузки, посчитав численность населения. Оказалось, что в шести районах Волгоградской области – участки обслуживают менее положенных по закону 15 000 человек. Недостаточное количество судебных участков в Быковском районе может быть вполне компенсировано наличием избыточной численности мировых судей в пяти из них, заявили в думском комитете по госстроительству и тоже посоветовали коллегам перераспределить судей.
Однако коммунист Вадим Соловьев был против такого подхода. "Сегодня происходит катастрофическая ситуация с органами госвласти в регионах, когда сокращают суды, сокращают органы пенсионные, военные и так далее, объединяют их в районах и людям приходится ездить бог знает куда, чтобы защитить свое право или решить один вопрос. Мы в этой ситуации тоже идем по этому пути, когда катастрофически судей не хватает, нагрузка колоссальная, а мы делаем вид, что все нормально, – возмутился коммунист. – Сейчас, чтобы доехать до мирового судьи, приходится тратить по полдня. Я за то, чтобы количество мировых судей увеличилось".
– Мы совсем недавно их увеличили их на 1500, – начал было возражать Плигин, но отчего-то передумал. – Давайте так. Александр Александрович [Агеев], к осени можете снова посмотреть этот вопрос? Но вы должны понимать реальную нагрузку на судей.
Повод вернуться к этому вопросу у депутатов будет – Крыму и Севастополю тоже понадобятся мировые судьи, и придется принимать соответствующий закон об увеличении числа мировых судей. "И в этой части стоит подумать, может быть, квоту каким-то образом увеличить", – предложил Плигин, узнав от аппарата комитета, что из выделенных ранее 1500 должностей "остались фактически единицы".
– На самом деле решение проблемы не в формальном увеличении количества судебных участков или количества мировых судей. Дело, скорее, стоит в перераспределении нагрузки. Буквально в одном городе могут находиться два участка: в одном перегруз полный, а в другом – полной загрузки даже близко не наблюдается, – напомнил коллегам единоросс Дмитрий Вяткин.
Единоросс Владимир Поневежский согласился, что порой есть вопросы к руководителям райсудов, которые имеют право перераспределять дела, но обратил внимание и на другую проблему. "Тем не менее ВС поддерживает [такие законопроекты] постоянно, несмотря на то что, например, по Волгограду есть отрицательное заключение правительства", – сказал он, а позже добавил, что решение Пленума ВС "идет вразрез с решением правительства". Правда, Поневежский не упомянул о том, что Пленум ВС был раньше.
В ответ Плигин посоветовал коллегам дождаться создания единого ВС и кому-нибудь от комитета выступить на пленуме ВС, "чтобы мы как-то определили эту позицию". Итогом заседания комитета стала рекомендация депутатам отклонить законопроект Волгоградской области об увеличении числа мировых судей со 145 до 150, поддержать в первом чтении проект из Удмуртии, а также из ХМАО и Ленинградской области. Но последние получат меньше, чем просили: ХМАО – вместо четырех запрошенных всего две новые должности мирового судьи, а Ленинградская область – четыре новых мировых судьи, а не восемь, как рассчитывала.