Иностранные организации могут стать инструментом геополитической борьбы, опасаются в Госдуме, а потому у России в условиях "непростой международной обстановки" должна быть возможность запрещать их деятельность. Защитой от негативного влияния иностранцев на россиян займется Генпрокуратура, которая во внесудебном порядке сможет признавать зарубежные структуры "нежелательными на территории Российской Федерации".
В ноябре прошлого года эсер Александр Тарнавский вместе с коллегой из ЛДПР Антоном Ищенко предложили Госдуме ограничить в России деятельность иностранных и международных структур, представляющих угрозу безопасности государства, и "формирующих угрозы "цветных революций", или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе". Для этого российские власти получат возможность признавать иностранные организации нежелательными, если сочтут, что их деятельность представляет угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения, либо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц".
Решение о нежелательности, согласно законопроекту, будет принимать Генпрокуратура по согласованию с Министерством иностранных дел "на основании сведений и документов, полученных от органов внутренних дел и безопасности", а также исполнительной власти. "Черный список" компаний, отдаваемый на откуп Минюсту, будет публичным, а ведомство уже сейчас занимается "некоммерческими организациями – иностранными агентами".
Попадание в реестр "нежелательных" грозит компаниям запретом открывать свои структурные подразделения, а заодно их обяжут ликвидировать уже действующие. Им также будет нельзя распространять информацию в том числе в прессе и интернете. Заодно разработчики документа грозят ограничениями, аналогичными тем, которые вводятся в отношении заподозренных в экстремизме и терроризме, например заморозкой банковских счетов.
Все новеллы записываются в закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ", в котором сейчас говорится о возможности Минюста приостанавливать работу НКО, которые участвуют в политической деятельности в России и безвозмездно получают финансирование из США или реализуют проекты, которые представляют угрозу интересам РФ. Заодно Тарнавский с Ищенко предлагают восполнить пробел. В законе "О мерах воздействия…" говорится, что приостановление деятельности такой НКО "влечет наступление последствий", предусмотренных законом "О некоммерческих организациях", но соответствующая статья из последнего была исключена в июне 2014-го.
За нарушение ограничений для нежелательных организаций вводится административная и уголовная ответственность. Если компания, попавшая в "черный список", продолжит работу в России, то организаторам ее работы будет грозить штраф в 20 000 руб., для рядовых участников – 10 000. При повторном нарушении будет наступать уголовная ответственность: штраф в 300 000–500 000 руб., принудительные работы до пяти лет, лишение свободы от двух до восьми лет. Получатели денег или имущества из нежелательной структуры тоже будут наказаны административно: граждане – на 10 000 руб., должностные лица – на 50 000 руб., а юрлица – на 100 000 руб. Кроме того, в законе "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" появится новое основание для отказа иностранцу в визе: это будет возможно, если он участвует в работе организации, признанной в России нежелательной.
Сегодня думский комитет по госстроительству обсуждал документ перед первым чтением, хотя формальная процедура рассылки проекта заинтересованным ведомствам еще не закончилась – ответы в Госдуме ждут до 19 января. Отстаивать законопроект пришел Тарнавский, который долго обосновывал его необходимость, но суть его выступления сводилась к тому, что "в современных условиях внешнеполитического развития проект может представлять определенную актуальность, быть полезным для нашей страны с тем, чтобы преодолеть этот турбулентный период". Вредят России, следовало из выступления эсера, иностранные структуру по разным причинам: "кто-то по просьбе своих разведслужб, кто-то исходя из каких-то своих иных соображений, кто-то даже исходя из экономических соображений <…>, чтобы потом активы российские купить".
По каким критериям будет определяться недружественность, депутат объяснять не стал, намекнув на то, что с этим разберутся применители, а разработчикам этот вопрос показался проблематичным. "Как определить, почему они недружественны, достаточно сложно было [критерий] сделать. Действительно, круг таких действий определен достаточно широко, – рассказал он на заседании комитета. – Авторы законопроекта пошли другим путем – они решили сосредоточиться на том, кто это будет делать". В компетенции применителей (Генпрокуратуры, МИДа и органов внутренних дел, безопасности и др.) он не сомневается – это структуры силовые или близкие к ним, работающие под контролем президента, говорил он. "Если эти три уважаемых ведомства, работающих под контролем президента, согласуют свою волю, то мне кажется, это достаточно сильный инструмент, чтобы признать ту или иную иностранную организацию нежелательной для России", – рассуждал он.
Противников у документа не нашлось. Лишь депутат от ЛДПР Сергей Иванов поинтересовался, почему принятие таких решений отдано генпрокуратуре, а не суду. Тарнавский ничего зазорного в этом не увидел и попытался убедить коллегу, что при несогласии с попаданием в реестр компания сможет обжаловать это решение в суде. "Судебный порядок здесь не убирается", – утверждал он и провел аналогию с тем, что российские компании отправились в иностранные суды оспаривать зарубежные санкции. Подробно об этом депутат не говорил, но ранее пресса сообщала, что Сбербанк, ВТБ и ВЭБ обратились в Суд Европейского союза с иском об отмене решения Совета ЕС о применении к банкам ограничительных мер, касающихся России. Попытку оспорить санкции предприняла и "Роснефть". "Мы находимся в мировом тренде", – резюмировал эсер.
Ничего не говорится в проекте и о порядке выхода организации из списка "нежелательных". Отсутствие описания такого механизма в законе сыграло злую шутку с НКО, которым Минюст присвоил звание "иностранный агент" за финансирование из-за рубежа и осуществление при этом политической деятельности. Ряд НКО, среди которых оказались и "Солдатские матери Санкт-Петербурга", отказавшись от зарубежных грантов, попытались избавиться от чиновничьей характеристики, но не вышло. Минюст утверждает, что в законе не предусмотрен механизм выхода из реестра, но министерство работает над соответствующими изменениями.
Однако замечания на этот счет у думского комитета по госстроительству не возникло. В его заключении лишь рекомендуется ко второму чтению уточнить, будет ли привлекаться к административной ответственности лицо, если без его согласия нежелательная для России иностранная структура перечислит ему деньги. "Учитывая, что организации могут являться одним из инструментов для ведения геополитической борьбы, а также принимая во внимание непростую международную обстановку, комитет отмечает актуальность и своевременность законопроекта", – говорится в заключении.
При этом никто из депутатов не вспомнил о 281-ФЗ "О специальных экономических мерах", принятом еще в декабре 2006 года. Этот документ позволяет вводить ограничения в отношении иностранного государства, иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства. Решение о таких санкциях, по закону, принимает президент на основе предложений Совета безопасности либо Совфеда, Госдумы или правительства.
Планируется, что законопроект Тарнавского и Ищенко депутаты рассмотрят на пленарном заседании уже в следующий вторник.
С текстом законопроекта № 662902-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (об уточнении отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации)" можно ознакомиться здесь.