Эвакуация автомобиля лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки "недопустима и является грубым нарушением прав человека", уверены в президентском Совете по правам человека. Там поддержали законопроект депутата Вячеслава Лысакова, ограничивающий число поводов для отправки машины на штрафстоянку. Московские власти, ранее заблокировавшие принятие документа во втором чтении, настаивают на том, что новации приведут к росту числа аварий и смертей на дорогах.
Сегодня президентский совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека собрался на специальное заседание под названием "Защита прав автомобилистов и других участников дорожного движения", но дискуссия велась фактически об одном – законопроекте, призванном урегулировать споры между водителями и службами, эвакуирующими неправильно припаркованные автомобили. Его в ноябре 2014 года в Госдуму внес первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков, а позже к числу авторов присоединились депутаты из разных фракций.
Документ, обязывающий возвращать неправильно припаркованный автомобиль владельцу до начала движения эвакуатора, в декабре был принят в первом чтении. Однако его вынесение на голосование во втором чтении застопорилось из-за московских властей, которые наотрез отказываются поддерживать радикальную идею депутатов, появивишуюся уже после первого чтения. Речь идет о предложении отменить эвакуацию припаркованных автомобилей из-под запрещающих знаков "стоянка" и "остановка запрещена" (ст.12.16 КоАП), разрешив по-прежнему увозить на штрафстоянки лишь машины, оставленные на тротуарах, пешеходных переходах, остановках, трамвайных путях и размещение авто далее "первого ряда от края проезжей части", то есть вторым рядом (ст.12.19 КоАП).
После непубличных дискуссий Лысаков предложил компромисс: не отменять возможность эвакуации грузовых автомобилей, припаркованных под запрещающими знаками. Но московское правительство свою категоричную позицию так и не изменило. И в начале апреля в СПЧ за подписью заммэра Москвы, главы Департамента транспорта Максима Ликсутова отправилось заключение на проект, в котором говорится о возможных негативных последствиях реализации идей депутатов. "Результаты, которые удалось достичь в Москве за последние годы: снижение смертности на дорогах, в том числе детской смертности, увеличение количества экономически активных пассажиров на городском общественном транспорте, значительные улучшения движения для автомобилистов, будут перечеркнуты, и, как следствие, на дороги Москвы вернуться пробки и заторы, повысится смертность при ДТП, при этом наземный городской общественный транспорт потеряет свою возросшую популярность и более 7,5 миллионов пассажиров каждый день, будут на себе ощущать последствия инициатив предложенных Депутатом Государственной Думы В.И. Лысаковым", – говорится в документе [офорграфия и пунктуация сохранены – авт.].
Сегодня на заседании СПЧ Лискутов обещал в случае утверждения предложений Лысакова рост числа ДТП на 20%, детской смертности – на 15%, снижение скорости на дорогах Москвы на 24%, а также "рост социальной напряженности из-за транспортных проблем в Москве". Дело в том, что поправки в КоАП могут "узаконить часть нарушений" – обеспеченные люди смогут вполне законно оставлять машины под запрещающими знаками, поскольку штраф их не пугает, опасаются столичные чиновники. Однако те, для кого штраф 3000 руб. является значительным, не смогут бросить под знаком машину. Ликсутов убежден, что из-за этого "штраф без эвакуации создает социальное неравенство". "Получается, что штраф станет своеобразной оплатой нарушения <…>. И получается, что критерий оценки у нас все-таки благосостоянгие человека, – заявил он. – За кого мы ходатайствуем я на сегодняшний день не сильно понимаю".
При этом глава департамента транспорта упирал на то, что число эвакуируемых автомобилей незначительно – около 800-900 в сутки в Москве (0,02% от 3,5 млн машин, которые выезжают каждый день на дороги Москвы), но из-за них страдают миллионы законопослушных граждан. "Я считаю, что нам надо защищать 3,5 млн добропорядочных автомобилистов, а не тех 800-900 автомобилистов, которые просто плюют на нас с вами и создают кучу проблем не только для себя, но и для 7 млн пассажиров городского наземного транспорта", – поделился своим субъективным мнением Ликсутов и предложил не одобрять депутатские поправки в КоАП, касающиеся отмены эвакуации автомобилей из-под запрещающих знаков.
Против такой аргументации возмутилась глава правления правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина, которая напомнила о том, что "у правонарушителей в нашей стране тоже есть права, сколько бы их не было 0,2% или 0,28%". Борьба идет за то, чтобы меры воздействия на нарушителей были действенны, эффективны и прозрачны, следовало из ее выступления. Автор "революционного" законопроекта Вячеслав Лысаков в свою очередь был не согласен с негативным прогнозом Ликсутова и настаивал на том, что не предлагает отменять эвакуацию полностью. По-прежнему, она будет возможна, если неправильно припаркованный автомобиль создает опасность участникам движения, например, он оставлен на тротуаре, пешеходном переходе, остановке транспорта или припаркован вторым или третьим рядом. "Именно на эвакуации этих транспортных средств мы предлагаем сосредоточить все внимание и административную мощь нашей исполнительной власти", – подчеркнул Лысаков.
В этом его поддерживал глава думского комитета по транспорту единоросс Евгений Москвичев, говоривший о том, что власть должна услышать народ. Лысаков же отмечал, что наказывая автомобилистов, оставивших машину под запрещающим знаком, можно ограничиться административным штрафом, без эвакуации. Видимо, в качестве компромисса Лысаков сообщил, что ко второму чтению депутаты готовы "на некоторую разумную сумму" увеличить размер взыскания, который и сейчас являеся "существенным" – в регионах 1500 руб., а в Москве и санкт-Петербурге – 3000 руб.
Член СПЧ Евгений Бобров попытался примирить оппонентов. Он поинтересовался у Ликсутова, как тот отнесется к тому, чтобы эвакуировать неправильно припаркованные автомобили только оттуда, где они реально создают неудобство: с тротуаров, пешеходных переходов, остановок, – а в остальных случаях ограничиваться штрафами. При этом размер последних мог бы увеличиваться "в геометрической прогрессии" в зависимости от повторности нарушения, предложил Бобров, а с третьего нарушения – лишать водителя прав на три месяца.
– Ни одна человеческая жизнь или ДТП с пострадавшими не стоит таких экспериментов, – отрезал Ликсутов.
В результате заключение СПЧ на законопроект оказалось положительным и вряд ли устроило московских чиновников. Более того, члены СПЧ не просто согласились с идеей запретить эвакуацию легковых автомобилей из-под запрещающих знаков, но и даже грузовиков. Там сочли, что эвакуации автомобилей, припаркованным вторым рядом, а также на тротуарах, "зебрах", "достаточно, чтобы не создавались транспортные заторы и не нарушались права автомобилистов и других участников движения". В Совете решили, что эвакуация машин лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению, "недопустима и является грубым нарушением прав человека".