"Роснефть", которая совместно с ExxonMobil разрабатывает шельфовые месторождения на Сахалине, запланировала построить завод по сжижению газа. Для бесперебойной работы его нужно было возвести вдали от месторождений, и, чтобы их соединить, компании понадобился газопровод. Им располагал лишь "Газпром", который в составе другого консорциума уже владел построенным заводом и не дал потенциальному конкуренту доступа к своей трубе. Тогда "Роснефть" потребовала сделать это через суд, указывая на то, что других подобных газопроводов нет, а значит, ответчик является естественным монополистом. Но у него нашлись на это возражения.
"Сахалин-1", международный проект по освоению нефтегазоносного шельфа Сахалина, объединяет его оператора американскую ExxonMobil (30 %), "Роснефть" (через "дочек" – 20 %), японскую SODECO (30 %) и индийскую ONGC (20 %). В 1995 году они заключили соглашение о разделе продукции с правительством России и администрацией области, а к 2015 году освоили три месторождения.
В 2012 году "Роснефть" заявила, что договорилась с ExxonMobil построить завод "Дальневосточный СПГ" для сжижения газа, идущего на экспорт в Азию. Однако для бесперебойной работы его нужно было возвести вдали от месторождений – на другой части острова, и для этого потребовался газопровод, которого у "Сахалина-1" не было. Зато им располагал "Сахалин-2" – проект по освоению других месторождений шельфа. Его оператором является Sakhalin Energy, а акционерами – "Газпром" (50 % и одна акция), Shell (27,5 %), Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %). Этот консорциум уже имел на острове свой завод по сжижению газа и продавал его главным образом в Японию.
"Роснефть" попросила у Sakhalin Energy условия использования газопровода для транспортировки до 8 млрд кубометров газа в год. Оператор ответил, что вопрос подключения должны решать акционеры, а основной акционер – "Газпром" – сообщил официальным письмом, что свободных мощностей в нужном объеме нет. Компания попыталась добиться своего переговорами. В сентябре 2014 года президент "Роснефти" Игорь Сечин сообщил "ТАСС", что глава "Газпрома" Алексей Миллер пообещал дать доступ к газопроводу, однако этого так и не произошло.
Параллельно "Роснефть" вела борьбу в административном поле: сначала она подала жалобу в ФАС, а затем – судебный иск. Sakhalin Energy на запрос антимонопольной службы ответила, что у нее нет технической возможности подключить заявителя к газопроводу, однако не смогла это подтвердить документами. Но это дело ФАС так и не рассмотрела: в начале 2015 года она объявила перерыв, желая дождаться результата судебного дела.
Свой иск в Арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59-3071/2014) "Роснефть" обосновала тем, что Sakhalin Energy является монополистом, ведь других газопроводов с таким же маршрутом нет. Отказывая в доступе, ответчик создает дискриминационные условия и нарушает закон о защите конкуренции, настаивал истец. В подтверждение того, что завод будет построен, "Роснефть" представила протокол о намерениях и бумаги о согласовании земельного участка от местных властей.
Ответчик возражал, что пользуется газопроводом для собственных нужд, а значит, не является участником рынка услуг по транспортировке газа. Sakhalin Energy сообщила, что у нее нет технической возможности подключить истца к трубе, и подчеркнула, что тот не доказал, что именно он имеет потребность пользоваться газопроводом.
В ходе заседания судья Татьяна Пустовалова поинтересовалась у сторон, "почему они не могут договориться", а представитель "Роснефти" Елена Астахова ответила ей, что это конкурирующие компании, писали "Ведомости".
В итоге судья согласилась с доводом ответчика о том, что истец не доказал необходимости пользования газопроводом: в своем решении она написала, что истец участвует в консорциуме через "дочерние" общества и юридически имеет право на источники газа только одного месторождения, а не всех трех. Документы о намерениях построить завод носят декларативный характер и пока ни к чему не обязывают, решила Пустовалова, поэтому иск преждевременный. Придя к таким выводам, в иске она отказала.
"Роснефть" обжаловала это решение в 5-м Арбитражном апелляционном суде. По мнению компании, в деле не имеет значения, есть ли у нее права на источники газа. В то же время, как полагает истец, суд не рассмотрел действительно важные вопросы – например, техническую возможность подключения к газопроводу и наличие необходимых мощностей.
Однако эти доводы судей апелляции не убедили. В опубликованном вчера постановлении Сергей Култышев, Александра Ветошкевич и Светлана Синицына написали, что материалы дела не подтверждают наличия у газопровода необходимых мощностей. Они изучили отчет, который, видимо, представил истец, о том, что пропускная способность трубы составляет 20 млрд кубометров в год, а в случае дооборудования – 26 млрд. (при этом "Сахалин-2" прокачивает через нее 16 млрд кубометров). Но тройка апелляции написала в своем постановлении, что отчет не учитывает действующие нормативно-технические ограничения в эксплуатации газопровода. Приняв во внимание его целевое назначение для проекта "Сахалин-2", судьи решили, что ответчика нельзя признать участником рынка услуг по транспортировке газа. Таким образом, 5-й ААС решил в жалобе отказать.
Похоже, что в кассацию истец не пойдет: еще в конце мая стало известно, что "Роснефть" совместно с партнерами по "Сахалину-1" ищет другую площадку для строительства завода.