ПРАВО.ru
Репортаж
29 января 2013, 18:42

"Сел какой-то чиновник и переоценил значение документов"

"Сел какой-то чиновник и переоценил значение документов"
Фото с сайта Фото с сайта www.knights.ru

Подходы к организации бизнеса образца 1990-х годов — иногда чересчур агрессивные и иногда основанные на излишнем доверии — до сих пор приводят к разбирательствам в судах. Спорить, например, могут партнеры, которые в рамках договора о совместной деятельности покупали истребители для выступлении на авиашоу. Обиженным оказался тот, кто платил.

- Стороны договорились вместе организовать закупку и использование воздушных судов. У "Юпитерус" были деньги и желание помочь России, а ЛИИ – это специализированный институт, который, соответственно, должен был заниматься эксплуатацией, — рассказывал в пятницу в Арбитражном суде города Москвы Тимофей Алешкин из компании "Юринфлот", представляющий истца, ООО Сервисная компания "Юпитерус". Она пытается оспорить действия Минпромторга по отчуждению в пользу ЛИИ пилотажно-исследовательских истребителей Су-30 и Су-27П, а также выдаче свидетельств об их учете.

Истребители были приобретены в рамках договора о совместной деятельности "Юпитеруса" с ЛИИ, подписанного 30 марта 1992 года. Поставщиками были Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина) и Иркутское авиационное производственное объединение, договоры с этими предприятиями ЛИИ подписало 7 апреля 1992 года в качестве заказчика, а "Юпитерус" — как плательщик. Затем ЛИИ, по словам Алешкина, приняло самолеты по доверенности в эксплуатацию.

Заплачено за два самолета было $2,5 млн по курсу ЦБ на дату подписания договоров поставки. Компания несла затраты, но проект, по словам генерального директора "Юпитеруса" Андрея Здункевича, был "имиджевый": самолеты участвовали в шоу и выполняли научно-исследовательские задачи.

Проблемы начались в 2009 году, когда, по словам Алешкина, "без обсуждений и выплат компенсаций самолеты начали присваивать". В 2010–2011 годах их внесли в реестр федерального имущества, а потом начали появляться нормативно-правовые акты, закрепившие самолеты за ЛИИ: они были включены в передаточные акты, когда началась приватизация самого института. "Сел какой-то чиновник и переоценил значение документов, — возмущался Алешкин. — Росчерком пера $80 млн были отобраны у собственника". Сейчас такие истребители продаются за рубеж заводами-изготовителями по цене около $40 млн, объяснил он оценку потерь "Юпитеруса".

- Никаких действий по отчуждению министерство не производило, — парировал представитель Минпромторга Илья Кимлык, а свидетельства об учете, по его словам, были выданы ЛИИ, так как институт обратился за ними в связи с акционированием. И вообще, по словам чиновника, суть дела вовсе не в том, кто является собственником (хотя, как он считает, "собственности из договора поставки не следует"). — Именно у "Юпитеруса" была заинтересованность в этих самолетах в плане получения от них прибыли посредством выступлений пилотажных групп". В договоре с ЛИИ о совместной деятельности, рассказал он, есть план по распределению прибыли и большую ее часть, как планировалось, должен получить именно истец. "Но в 92-м году самолетам не удалось вылететь в США, то есть все, что закладывалось в получение прибыли, сорвалось", — сказал он.

ЛИИ тоже считает, что "Юпитерус" никогда не являлся собственником спорных самолетов. По словам представителя института Н.Гордеевой, он получил "сушки" по распоряжению Правительства РФ от 23 июня 1992 года № 1117-Р (разрешить приобрести два самолета Су-27ПУ и два самолета Су-27П из числа нереализованных заводами авиационной промышленности, говорилось в этом документе). "Это была федеральная собственность, которую мы получили от государства и поставили на баланс на праве хозяйственного ведения, — сказала она. — В 92-м году собственником самолетов, кроме Российской Федерации, никто не являлся".

Тогда Алешкин обратил внимание на дату правительственного распоряжения: договор поставки были подписан раньше. Гордееву это не смутило. Она объяснила, что в подобных случаях работает такой механизм: сначала выбирается и согласовывается техника, потом правительство ее утверждает и уже затем договор реализуется.

В пятницу решение принято не было. Судья Максим Кузин объявил перерыв в заседании до 1 февраля.