ПРАВО.ru
Репортаж
7 августа 2013, 14:46

Адвокат подсудимых по делу Политковской обвинил в ее убийстве сотрудников ГУВД

Адвокат подсудимых по делу Политковской обвинил в ее убийстве сотрудников ГУВД
фото ИТАР-ТАСС/Новая газета

На процессе по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской допросили двух бывших сотрудников оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, сотрудники которого, по версии обвинения, следили за журналисткой и сообщили ее адрес киллеру. Свидетели, однако, так и не смогли вспомнить, следили они за ней или нет, а по версии следствия, милиционеры не знали о готовящемся убийстве. Адвокат подсудимых Мурад Мусаев утверждает, что убийство журналистки — дело рук группы милиционеров, а не нынешних подсудимых. 

За убийство журналистки судят пять человек. Рустам Махмудов, как считает следствие, произвел те пять выстрелов, которые стоили Политковской жизни. Его братья Джабраил и Ибрагим, по мнению обвинения, выслеживали журналистку, Джабраил подвез исполнителя к дому журналистки, их дядя Лом-Али Гайтукаев принимал заказ на убийство журналистки от неустановленного лица, а бывший сотрудник милиции Сергей Хаджикурбанов руководил действиями группы на последнем этапе — в сентябре-октябре 2006 года. Дело в отношении еще одного фигуранта – Дмитрия Павлюченкова, бывшего начальника 4-го отдела Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы, который также входил, по версии обвинения, в преступную группу, было выделено в отдельное производство — он сотрудничал со следствием (сейчас приговорен к 11 годам лишения свободы за соучастие в убийстве журналистки).  

На вчерашнем заседании в Мосгорсуде сторона обвинения успела допросить пять свидетелей, двое из которых были засекречены. Бывший сотрудник ОПУ Дмитрий Лебедев сказал, что не помнит, велось ли наблюдение по адресам, где могла находиться Политковская. "Не могу сказать, было или не было. Очень много объектов наблюдения. Были мужчины, были женщины", — сказал он. После заседания адвокат Рустама Махмудова Мурад Мусаев отметил, что Лебедев ранее провел под арестом 11 месяцев после того, как Павлюченков дал показания, что именно он следил за журналисткой.

Другой сотрудник ОПУ заявил, что задания на слежку получал непосредственно от начальника отдела Дмитрия Павлюченкова. По его словам, за слежку он получал от него деньги, которые передавал другим сотрудникам. Причастность к убийству оба свидетеля отрицали.

Еще один допрошенный свидетель, в 2006 году работавший в автоцентре "МИАН-авто" на Косинском шоссе Анатолий Тихенко рассказал, что знает Гайтукаева (принимал заказ на убийство журналистки) и Павлюченкова. Он должен был Павлюченкову за квартиру и рассчитывался "промежуточными цифрами" — по $2000-3000 в течение нескольких лет. По словам свидетеля, Павлюченков был знаком с Гайтукаевым, они "решали какие-то вопросы по Кавказу". Вчера свидетель рассказал, что осенью 2006 года по просьбе Павлюченкова в этом техцентре отремонтировали "Жигули" четвертой модели, на которой приехали кавказцы. Тихенко также подтвердил, что в техцентр приезжал и Гайтукаев, но заявил, что не знал о месте работы ни Павлючкова, ни Гайтукаева, а центр не связан ни с каким правоохранительным ведомством.

Что касается "тайных свидетелей", после заседания адвокат Мусаев пояснил, что с точки зрения обстоятельств убийства Политковской они были не очень информативны. По его словам, в их показаниях большая часть времени была уделена технологии работы оперативно-поискового управления.

Версия защиты

"На наш взгляд, была организована группа из сотрудников этого управления, некоторых других правоохранительных органов и гражданских лиц – например, Чирвоня-оглы, — заявил Мусаев. — За ними тянется целый шлейф, это настоящая преступная группа, которая специализировалась на совершении преступлений".

- Если бы следователь хотел раскрыть это преступление, он раскрыл бы группу, которая действовала на протяжении минимум трех-четырех лет под руководством Павлюченкова: Чирвоня-оглы, Шошина, Лебедева, Олега Голубович и прочих, с помощью которой был совершен целый ряд преступлений, включая убийство Политковской, — сказал адвокат.

По его словам, основным бизнесом группы был отъем и продажа квартир и там же, в Люберцах, находилась контора по ремонту машин, а за забором — милиция. Адвокат также заявил после слушания, что на скамье подсудимых должны быть другие люди.

- У нас есть конкретный эпизод на видео, где мужчина и женщина идут за Политковской незадолго до убийства во дворе "Рамстора". Мы уже шесть лет пытаемся заставить следователя установить личности этих людей и не можем поверить в то, что им это до сих пор не удалось. Женщина с покрашенными светлыми волосами в больших темных очках, в свитере и джинсах. У нас есть свидетель, который этих же мужчину и женщину видел у подъезда Политковской за день до убийства. Оперативники-женщины в ОПУ были, и маскировались они так, как одета эта женщина. А у нас до сих на видео они есть, а в деле их просто нет. Они должны быть подсудимыми, надо установить их лица по картотекам и по личным делам в ОПУ. Первый – из "наружки" — сказал, что ему неизвестно о деятельности Павлюченкова и компании. Мы не просим осудить других, но обязаны выстроить альтернативную версию.