Исторически сложилось так, что прокуратура в России по силе чуть ли не сильнее и выше суда. Размытое понятие "надзор за законностью" и в советское время и в современной России позволяют органам прокуратуры вмешиваться в деятельность любых структур, в том числе и суда. Отсюда, в 2002 г. было самое большое количество прокурорских работников по сравнению со всеми другими странами — 55 тысяч человек, на 100 тыс. жителей России приходиться 38,3 прокурора. По данным, на 2006 г. на 100 тыс. населения — 20 прокуроров.
Но в большинстве других стран СНГ и Восточной Европы скорректировали статус прокуратуры, и ее влияние на суды минимизировано.
В Латвии
В соответствии с Законом "О деятельности прокуратуры" от 01.07.1994 г. в этой стране во главе прокуратуры стоит Генеральный Прокурор, который назначается Сеймом. Очень важная деталь: Сейму кандидатуру генпрокурора предлагает никто другой, а именно председатель Верховного Суда. Назначается генпрокурор на 7 лет.
В Литве
В этой стране прокуратура является независимой частью судебной власти и функционирует при судах. Структура и порядок деятельности установлены Законом "О прокуратуре" от 13 октября 1994 г.
Она состоит из Генеральной прокуратуры при Верховном суде, региональных прокуратур при окружных судах и местных прокуратур при местных судах. Прокуроры поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, производят уголовное преследование, контролируют деятельность органов дознания.
В Эстонии
Согласно Закону о прокуратуре от 1998 г., прокуратура считается частью исполнительной власти и входит в систему юстиции. Прокуратура не обладает функциями общего надзора за соблюдением законности.
Но в Эстонии есть такое лицо как Канцлер Юстиции — особое независимое должностное лицо, осуществляющее надзор за соответствием правовых актов законодательной и исполнительной власти, органов самоуправления Конституции и законам.
Канцлер Юстиции назначается парламентом сроком на 7 лет и подотчетен только ему. Только он вправе ходатайствовать о лишении судей полномочий.
В Болгарии
В соответствии с Конституцией этой страны, судьи, прокуроры и следователи объединены в триединый институт, именуемый магистратурой. Она подчинена Высшему судейскому совету, поэтому прокуроры и судьи подчиняются единому органу и независимы друг от друга.
В Польше
Конституционным законом от 29 декабря 1989 г. по-новому сформулированы задачи прокуратуры и ее правовой статус. В соответствии со ст.64, прокуратура Польши охраняет законность, а также наблюдает за предварительным расследованием.
Прокуратура подчиняется министру юстиции, который осуществляет функции Генерального прокурора. С 2010 г. Министр юстиции перестал выполнять функции генерального прокурора, но прокуратура остается в составе Минюста.
В Чехии
В соответствии с Конституцией прежняя прокуратура была заменена (с 1 января 1994 г.) новой структурой, которая осуществляет уголовно-процессуальные действия от имени государства. Слово "прокурор", являющимся представителем министерства юстиции, заменено словами "государственный заступник", генеральная прокуратура называется теперь "верховное государственное заступничество", а генеральный прокурор — "верховный государственный заступник".
В Украине
Статус прокуратуры и принципы ее функционирования идентичны российской.
В Венгрии
Действует советская система прокуратуры. Но есть ограничения. Например, В 1994 г. Конституционный суд Венгрии постановил, что право прокуроров самостоятельно подавать иски в защиту интересов граждан несовместимо с конституционным принципом, согласно которому граждане вправе сами определять, каким образом осуществлять свои гражданские права.
Соответствующие статьи ГПК были признаны неконституционными. После того, как было вынесено это решение, прокуроры вправе возбуждать производство по гражданским делам лишь в том случае, если заинтересованное лицо не способно самостоятельно защищать собственные интересы.
Вывод
В тех странах, где система прокуратуры осталась прежней — Украина, Болгария и Венгрия — наблюдаются такие же проблемы, что и в России в построении независимого суда. Ведь прокуратура в этих странах является неотъемлемой частью исполнительной власти. Из-за этого наблюдается снижение уровня верховенства права, суд воспринимается как репрессивная машина, что снижает доверие к судебной власти.
И лишь там, где прокуратура является неотъемлемой частью судебной системы или относится к министерству юстиции, наблюдается баланс в положении прокуратуры и суда. Судьи не зависят от прокуроров и наоборот.
Автор: Денис Примаков, исследователь Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге