Впервые с середины XX века в США женщина-юрист повторила рекорд по количеству выступлений в Верховном суде: адвокат Лиза Блатт (Lisa Blatt) 30 раз выступила перед его судьями. Право.ru вместе с изданием Washington Post разбирается, насколько успешно женщинам удается построить карьеру адвоката в высшей судебной инстанции США, и как меняется ситуация в этой сфере.
Лиза Блатт и секреты ее успеха
Лиза Блатт стала самой успешной женщиной-адвокатом из ведущих дела в Верховном суде, если судить по количеству дел, которые она представила перед судьями высшей судебной инстанции США — их тридцать. С тех пор, как Белва Локвуд (Belva Lockwood) в 1880 году стала первой дамой, выступившей в Верховном суде США (за несколько лет до этого его судьи отказали ей в этом праве, и только принятый парламентом закон изменил ситуацию), такого же показателя удалось добиться только Беатрис Розенберг, которая в 50-е и 60-е годы активно участвовала в судебных разбирательствах в суде высшей инстанции США.
Подводя итоги своей 10-летней работы в Верховном суде, она поделилась с Washington Post секретами своего успеха. Во-первых, судьи ни в коем случае не должны заметить вашего волнения, говорила она. Во-вторых, вы всегда должны крайне внимательно относиться к фактической стороне дела. В-третьих, крайне важно правильно распределить время на каждую часть своего выступления.
"Каждый аргумент в деле является очень важным", — считает Блатт, которая начала на практике изучать искусство дебатов еще в университете, участвуя в студенческих конкурсах. Она уверена, что женщины так же хорошо могут доказывать свою позицию в суде, как и мужчины, однако не настолько увлекаются словесными поединками (что бывает необходимо в суде), как мужчины.
По семейным обстоятельствам
При этом Блатт сетует на то, что женщинам по-прежнему гораздо сложнее добиться успеха в качестве адвоката, представляющего клиента в Верховном суде США, чем мужчинам. Ее коллеги признают, что сегодня дорога, которая ведет к практике в американском суде высшей инстанции, открыта как для мужчин, так и для женщин-юристов, однако все равно женщины встают на этот путь гораздо реже.
Причина, по мнению женщин-юристов, не в самой работе, а в том, что мужчинам реже приходится жертвовать своей карьерой ради детей. Адвокат Маурин Махоней (Maureen Mahoney), которая выступала в Верховном суде 21 раз и у которой двое детей, считает, что семейные обстоятельства часто приводят к тому, что женщина выбирает менее амбициозную карьеру, чем выступление в Верховном суде США. По ее мнению, пока мужчины и женщины не станут равны в распределении семейных обязанностей, нельзя будет говорить и о карьерном равенстве.
Путь в Верховный суд
Женщины, похоже, сами уступают место коллегам-мужчинам, не желая делать карьеру в Верховном суде. По крайней мере, с этим согласна юрист Патриция Миллетт (Patricia Millett), которая следует сразу за Блатт в списке женщин, чаще всех выступающих перед судьями высшей судебной инстанции (на ее счету 28 таких выступлений). "Что меня беспокоит – это самоустранение женщин с тех позиций, которые открывают путь к карьере в Верховном суде", — говорит Миллетт.
В частности, женщины реже, чем мужчины, выбирают работу клерков Верховного суда или работу в "избранных" компаниях, которые работают на федеральные правительственные организации. Именно эти должности чаще всего являются ступеньками, которые приводят юриста к работе в Верховном суде, и мужчины здесь составляют подавляющее большинство.
Еще один путь для построения карьеры в Верховном суде – работа в Министерстве юстиции в качестве защитника, представляющего в судах федеральное правительство. И эта карьера тоже не слишком привлекает женщин. Так, из 20 юристов, которые представляют правительство США в делах, доходящих до Верховного суда, только 6 женщин.
Первой женщиной-юристом в ведомстве главного защитника стала Харриет Шапиро (Harriet Shapiro), и произошло это только в 1972 году. Она отмечает, что опыт работы в Минюсте может быть очень полезен тем, кто хочет продолжить карьеру в той же сфере, но уже в частном секторе. А судебное представительство до недавнего времени было той юридической практикой, где в основном заправляли мужчины.
При этом сама Шапиро признается, что никогда по-настоящему не любила выступления в суде как таковые. Она рассказывает, что накануне ее первого выступления ей приснился сон, в котором предстоящие судебные слушания превратились в конкурс пирогов. По признанию Шапиро, сон очень помог ей снять напряжение перед ответственным выступлением. А после окончания слушаний она принесла в свой офис пирог, чтобы с коллегами отпраздновать свое первое выступление.
Шапиро с оптимизмом смотрит в будущее и надеется, что однажды мужчины и женщины будут в равной степени присутствовать в Верховном суде в качестве адвокатов.
Новый тренд
Тот факт, что женщины представляют лишь 15% всех дел, которые рассматриваются в Верховном суде, беспокоит и самих судей, которые пытаются изменить ситуацию. В частности, на эту проблему обратила внимание судья Верховного суда Рут Бадер Гинсбург (Ruth Bader Ginsburg), выступая в 2010 году перед студентами Джорджтаунского университета. Причиной такого неравенства она считает недостаточное количество женщин-помощников судей в Верховном суде. Ведь работа "за кулисами" судопроизводства, причем работа в непосредственном контакте с судьями Верховного суда – крайне ценный опыт для тех, кто мечтает продолжить работу здесь уже в качестве юриста.
Сейчас ситуация меняется. С 1990-х годов количество женщин-клерков в Верховном суде достигло одной трети от общего числа, и продолжает расти. При этом половину из 12 работающих сейчас в высшей судебной инстанции США женщин-помощников взяли на работу именно судьи-женщины – Соня Сотомайер, Рут Гинсбург и недавно вошедшая в состав суда Елена Каган. Кстати, самих судей-женщин в Верховном суде США сейчас больше, чем когда-либо — трое из девяти.