ПРАВО.ru
Интерправо
6 декабря 2011, 15:49

"Крупные российские бизнесмены не перестали быть русскими, когда разбогатели" - процесс Березовский vs Абрамович близится к завершению

"Крупные российские бизнесмены не перестали быть русскими, когда разбогатели" - процесс Березовский vs Абрамович близится к завершению
Фото с сайта newskey.ru

"Судебный процесс года" в Высоком суде Лондона близится к завершению. Накануне в зале суда, где рассматривается спор между российскими бизнесменами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем, был окончен допрос свидетелей и экспертов. Последними в этой части процесса выступили эксперты Роберт Сервис и Брюс Бин. Их просили ответить на два вопроса — о политическом влиянии крупного бизнеса на власть в России и о практике устных договоренностей между предпринимателями и взаимном доверии между ними. Следующим этапом процесса станет заключительное слово адвокатов обеих сторон.

Допрос Роберта Сервиса, автора книги "Россия: эксперимент над народом", проводил адвокат Березовского Ричард Гелис. Прежде всего, Сервис рассказал о роли нескольких крупных российских предпринимателей, которую они играли на стыке бизнеса и политики. Владимир Потанин, работавший в правительстве, по словам Сервиса, к 1995 году имел тесные связи с приближенными президента Бориса Ельцина, в том числе с Анатолием Чубайсом, но руководил процессом проведения залоговых аукционов (ему часто приписывается авторство этой идеи — прим. ред.) отнюдь не он. "Потанин был одним из инструментов. Но кто дергал за веревочки – это уже другой, более фундаментальный вопрос", — заявил эксперт (здесь и далее цитаты по "Газете.Ru").

Сервис считает, что самые состоятельные россияне оказывали влияние на предвыборные кампании, а взамен получали акции в залоговых аукционах. "Чубайс втайне собрал олигархов, Абрамовича, Потанина, Ходорковского, Фридмана и других", — писал Сервис в своей книге. То, что подобные события имели место, он подтвердил и в суде.

Кроме Потанина, эксперт дал характеристики и другим крупным российским предпринимателям. Михаил Ходорковский, по его словам, "был не только промышленником, но и политиком, однако нельзя сказать, что он управлял политикой". Вагит Алекперов, глава нефтяной компании "Лукойл", также обладал значительным политическим влиянием, считает эксперт.

- Вы согласны, что Алекперов имел политическую должность в определенные моменты? — спросил его Гелис.

- Я согласен.

- Согласны ли вы, что политическое положение Алекперова помогало ему в создании и получении контроля над "Лукойлом"? — последовал новый вопрос.

- Именно так.

Большим влиянием, считает Сервис, обладал и Владимир Богданов, руководитель компании "Сургутнефтегаз". Очевидно, по мнению эксперта, и влияние Романа Абрамовича, однако в этом вопросе не стоит стопроцентно доверять СМИ и утверждать, что он пользовался особым расположением у Владимира Путина.

"Совершенно ясно, что Абрамович был успешным бизнесменом в 1990-х годах, что он не был в опале со стороны президента, что он работал на Чукотке… Но было ли особое благоволение со стороны Путина, этого мы не можем определенно сказать", — сказал Сервис.

Во второй части своего выступления этот эксперт говорил о практике устных договоренностей российских предпринимателей друг с другом и взаимном доверии между ними. По словам Сервиса, в 2001-2004 годы "конфискация компаний" (по-видимому, имеются в виду рейдерские захваты, которые проводились при участии государственных структур — прим. ред.) часто проводилась по сговору с бизнесменами, включая олигархов, предприниматели предпочитали скрывать бенефициарное владение акциями и работать с теми, кого хорошо знали.

"Это связано с высокой степенью риска. Не уверен, что они доверяли друг другу, но действительно предпочитали иметь дела со знакомыми людьми", — объяснил Сервис.

Тем не менее, Сервис, в отличие от другого эксперта – профессора Стивена Фортескью, считает, что нельзя утверждать, что из-за сложившейся обстановки бизнесмены предпочитали заключать устные, а не письменные договоренности по поводу активов. "Это абсолютно противоречит здравому смыслу, что совершенно ничего не было записано и задокументировано, — считает он. — Можно, конечно, поверить в то, что были устные договоренности, но невозможно поверить, что люди, которые вкладывали сумасшедшие средства, полагались на взаимодоверие и свою память. Крупные российские бизнесмены не перестали быть русскими, когда разбогатели. Их культурные рамки и уровень доверия для них не изменились".

Выступавший после Сервиса профессор Американской школы юриспруденции Брюс Бин, клиентами которого были многие российские компании, включая группу "Менатеп" Ходорковского и Платона Лебедева и государственный "Газпром", согласился со своим предшественником в том, что высокие риски приводили к попыткам бизнесменов скрывать свои активы, а бизнес они предпочитали вести с тем, кому доверяли.

Однако, по словам Бина, со случаями, когда для сокрытия владельцев использовались устные договоренности, он не встречался, хотя и не исключает их. "Конечно, на начальном этапе неформальные устные договоренности имели место. Мы работали над очень крупными сделками между очень крупными клиентами, в первую очередь, с теми, кто мог позволить себе наши гонорары. И в моей практике никогда не было никаких устных договоренностей, все было задокументировано письменно", — сказал Бин.

Пример Ходорковского, по-видимому, по мнению Бина, можно считать иллюстрацией тезиса о существовавшем между российскими бизнесменами доверии. "Никто ближе Платона Лебедева не был к Ходорковскому. Одно из доказательств тому – они оба сидят в тюрьме. И никто из них не попытался выйти из тюрьмы за счет другого", — отметил он

Следующим этапом процесса, продолжающегося уже два месяца, станут заключительные выступления адвокатов обеих сторон — Джонатана Сампшна и Лоуренса Рабиновитца. 19 декабря свои тезисы представит сторона Абрамовича.