Новости ПМЮФ
13 мая 2023, 9:13

Как связаны право и искусство

Участники ПМЮФ обсудили, что право и искусство — элементы культуры, и решили, что в России надо создавать больше произведений на пересечении этих двух сфер.

На ПМЮФ-2023 прошла сессия «Визуализация права: форма интеграции и тенденции развития права и искусства», эксперты поговорили о неразрывной связи права и искусства. 

Управляющий партнер юридической компании Пепеляев групп Сергей Пепеляев отметил, что право и искусство — элементы культуры. «Я мечтаю о большой государственной выставке, посвященной праву. Ни одной такой выставки не было. Мы начали работать с музеями специально для подготовки материалов и концепции к такой выставке», — признался эксперт. Он добавил, что, помимо своей правовой работы, может сделать и что-то другое для развития правовой культуры.

Статс-секретарь — замминистра Андрей Логинов юстиции согласился с коллегой: «Право и искусство неразлучно идут друг за другом. Право — это когда человечество само устанавливает для себя ряд ограничений, вводит баланс прав и обязанностей». 

«Право — консервативная вещь, которая всегда немного отстает от технологического процесса, от современных технологий. Благодаря искусству и тем вопросам, которыми задаются деятели искусства, создавая фильмы и сериалы, мы понимаем, какие проблемы есть в обществе и что еще, может быть, не так урегулировано, как это того требует», — говорит партнер практики частных клиентов и адвокат S&K Вертикаль Юлия Андреева.

Декан факультета права Высшей школы экономики Вадим Виноградов добавил, что право и искусство могут соотноситься по-разному. Иногда право — декорация для сюжета, а иногда — его основа.

Эксперты отметили, что следует популяризировать правовой подход к созданию искусства. Андреева отметила, что Уголовный кодекс лег в основу создания самых ярких произведений советского кино. В 1990-х зрители видели огромное количество сериалов, что отражало специфику того времени, людям было интересно смотреть те самые знакомые сюжеты, с которыми они, возможно, сталкивались сами. Сейчас другой уровень: выпускаются сериалы, где используются современные методы, с помощью которых расследуются преступления и в ином свете преподносятся участники уголовного судопроизводства. 

«Совершенно необязательно, чтобы сценарист шел строго по букве закона и всех правил, чтобы все было по уставу внутренней службы, но это должно быть с пониманием, как это происходит на самом деле. Тогда возникают интересные сюжеты», — сказал ректор Института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский.

Участники дискуссии отметили, что сейчас в России наблюдается низкий уровень правового образования. «Люди не верят в право, они верят в понятия. Клише в российском обществе — что у нас закон появился 30 лет назад», — сказал писатель и сценарист Андрей Цыпкин. «Мы переживаем всплеск суматохи с искусственным интеллектом. Страшно представить, что будет, если туда начнут «скармливать» правовую информацию в несистематизированном, нелогичном, противоречивом виде. Страшно представить, что будет выдавать этот искусственный интеллект и как огромное количество юристов будут с этим соглашаться. Это приведет нас на очень опасную дорогу», — добавил Логинов.

Гендиректор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков рассказал, что в большинстве фильмов, которые были сняты в советское время, очень четко отражались юридические процессы. «Все советское поколение воспитывалось на том, что есть честные неподкупные судьи. С 1990-х годов ситуация резко изменилась... Никаких моральных вопросов не было», — подчеркнул спикер.