Законодательство
12 марта 2018, 10:19

Бизнес выступил против запрета ФАС на агентские договоры с РЖД

Малый и средний бизнес оказался недоволен тем, что ФАС запретила Федеральной грузовой компании (ФГК) и РЖД предоставлять полувагоны по агентским договорам.

Полувагоны – это вагоны без крыши; товарные поезда возят в таких руду, уголь и подобные грузы, которым не нужна защита от осадков. Раньше РЖД и ФГК предоставляли такие вагоны как агенты – то есть вагоны им не принадлежали, они просто сдавали их от своего имени.

С 1 февраля ФАС запретила агентские договоры, и теперь глава "Опоры России" Александр Калинин просит главу ФАС Игоря Артемьева отменить запрет. По словам Калинина, для отправителей было очень удобно нанимать вагоны через РЖД, не согласовывая с владельцем. Система показала свою эффективность, она обеспечивала доступность услуг на местах и позволяла проводить все финансовые операции через один счет. 

Теперь разрешены только договоры, заключенные через ЭТП – электронную торговую площадку. ЭТП однако не является альтернативой долгосрочным договорам, как объяснил Калинин. РЖД и ФГК не стали комментировать просьбу "Опоры России", но последняя, как сообщает "Коммерсант", еще в конце января оспорила предписание ФАС в суде.

Гендиректор УК "Мечел-Транс" Алексей Лебедев называет агентские договоры логистическим аутсорсингом. "Мы можем привлекать вагоны нескольких операторов по принципу одного окна, что упрощает работу и сокращает документооборот", – сказал он.

В ФАС отвечают, что они требуют расторгнуть лишь те договоры, в которых цена выше прейскуранта 10–01 (его тариф 1150 руб. в сутки против рыночных 2000 руб.). "Комиссия ФАС признала нарушением закона завышение группой ОАО "РЖД" цен на предоставление вагонов в три раза с лета 2016-го до весны 2017 года. Установлено, что ОАО "РЖД" и ФГК применили схему, позволяющую завышать вагонную составляющую тарифа. ОАО "РЖД" как перевозчик обязано предоставлять вагоны по прейскуранту 10–01", – сказали в регуляторе.

Прейскурант 10–01 уже не отражает рыночные цены, говорит глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. При этом ФАС ошибочно считает вагоны, которые предоставляет РЖД, парком перевозчика. Пока ФАС не объявит их инвентарными для РЖД, антимонопольная служба не сможет фиксировать цены на уровне прейскуранта, считает эксперт.