"Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надёжные гарантии прав граждан на судебную защиту", – указывает Правительство в своем отзыве на законопроект. В целом документ получил одобрение Кабмина, но с учетом ряда замечаний.
Так, законопроект предполагает введение нового института "судебного примирителя" в качестве посредника, осуществляющего функции примирения сторон. Однако, как отмечают в Правительстве, в настоящее время уже существует независимое лицо – медиатор, который фактически выполняет функции примирения сторон. При этом к помощи медиатора стороны могут обратиться не только в рамках судебного процесса, но и при досудебном урегулировании спора.
Также критике Правительства подверглась идея ВС о том, что судебным примирителем может выступать работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет. Это противоречит ст. 32 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которой аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не содействует суду в разрешении споров.
Помимо этого, согласно проектируемой ст. 153.7 Гражданского процессуального кодекса, судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 дней. Между тем, отмечают в Правительстве, механизм реализации указанных правовых предписаний неясен, поскольку в соответствии со ст. 169 ГПК судебное разбирательство по делу на период проведения процедуры медиации может быть отложено.
В целом же Правительство поддержало инициативу Верховного суда с учетом перечисленных замечаний, а также ряда других – технического характера. В ближайшее время инициатива ВС будет внесена на рассмотрение в Госдуму.