Законодательство
4 апреля 2018, 17:31

Бизнес без адреса: как будут регистрировать юрлиц

В середине апреля закончится общественное обсуждение реформации ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, которые позволят регистрировать юридических лиц без адреса офиса, планируется принять уже в июле этого года.

Проект готовит Минэкономразвития, его действие направлено на малый бизнес. Над документом работала вместе с Минфином, Минюстом, Минкомсвязью, Росфинмониторингом и ФНС. Нынешние требования по обязательному указанию юридического адреса связаны с «дополнительными издержками и трудностями по аренде помещений». «Особенно этот вопрос актуален для предпринимателей в сфере услуг, в частности, в сфере информационных технологий, для деятельности которых фактически не требуются производственные или офисные помещения», – подчеркивает Минэкономразвития. 

Заменить юридический адрес предлагается адресом отделения ближайшей почтовой связи, «это позволит осуществлять юридическим лицам коммуникации с контрагентами и государственными органами как в электронной форме, так и на бумажном носителе по адресу почтового отделения», считают в ведомстве. «Техническая реализация изменений пока неясна, и, поскольку почта «незаинтересованное лицо» в отношении обеспечения качественной и адресной доставки сообщений надлежащему юридическому лицу, на практике  могут возникнуть определенные трудности», – предупреждает Ленара Лютви, юрист «Пепеляев Групп».

Об отказе от обязательной привязки к адресу говорили неоднократно. В начале февраля глава Минэкономики Максим Орешкин озвучивал похожую идею, добавляя, что подобную услугу по регистрации могут оказывать банки, а проходить она может удаленно. В перспективе такая реформа может применяться для закрытия компании. В представленном проекте Минэкономразвития деталей или самого факта использования банка в цепочке регистрации не раскрывается.

Юридическое лицо само по себе является фикцией. Основанная на благих побуждениях попытка жестко связать эту фикцию с материальной действительностью породила целую индустрию торговли адресами массовой регистрации. Со временем эти адреса в силу различных объективных причин (снос, реконструкция и т. п.) сами теряли свою материальную основу, а компании продолжали жить уже с несуществующими адресами

Максим Петров, советник Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»

Эксперты констатируют: переход на новую систему может занять длительное время. Фактически она будет задавать обратную установку алгоритма проверки адреса при регистрации юридических лиц. Как сообщает Лютви, сейчас ФНС максимально строго следит за достоверностью адресов; если возникают подозрения, налоговая отказывает в регистрации. Кроме этого, подчеркивает она, недостоверный юридический адрес или отсутствие фактического адреса в ЕГРЮЛ может привести к риску неполучения юридически значимых сообщений. «Согласно ГК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 54), действует презумпция достоверности адреса указанного в ЕГРЮЛ, сообщения, доставленные по адресу указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Таким образом, все дополнительные негативные последствия, возникающие по причине неясности местонахождения юридического лица, будет нести само юридическое лицо», – ссылается Лютви.

Максим Петров, советник Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья», также соглашается, что вопрос с адресом доставки корреспонденции юридическому лицу нужно решить таким образом, чтобы направленная по нему корреспонденция считалась однозначно полученной. «Эту функцию может выполнять личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Это же условие должно соблюдаться в отношении адресов учредителей и единоличных исполнительных органов. То есть условием регистрации компании должно быть наличие ИНН и личных кабинетов заинтересованных лиц», – предполагает Петров.

За рубежом нередко юридический адрес за плату предоставляют специализированные компании, вместе с этим оказывается административная поддержка, а также телефонное обслуживание. «Это позволяет своевременно получать важную корреспонденцию и реагировать на запросы. Поскольку юридические лица являются клиентами упомянутых компаний, они заинтересованы в предоставлении качественного сервиса. Такая практика может применяться и в нашей действительности», – рассказывают в «Пепеляев Групп».