Путин ввел новую меру пресечения
Она будет приниматься по судебному решению, если невозможно использовать более мягкое ограничение. Сейчас чаще всего суды назначают заключение в СИЗО, а доли залога и домашнего ареста не превышают 0,42% и 2,43%. Большинство правозащитников считают меру заключения в СИЗО избыточной, особенно когда речь идет о подозреваемых по экономическим преступлениям.
Теперь суд сможет тоньше настраивать меру пересечения: предусматривается запрет выходить за пределы дома в определенное время, находиться в определенном месте или в удалении от каких-либо объектов, обмениваться почтой, пользоваться интернетом, общаться с определенными людьми или управлять автомобилем. Все это попадает под понятие «запрет определенных действий». При этом подозреваемому или обвиняемому не могут запретить вызывать скорую, полицию или аварийно-спасательную службу, а также контактировать со следователем. Суд, однако, может обязать сообщать о всех этих звонках. Указанные запреты могут назначаться по одному или комбинироваться. Закон опубликован 18 апреля и вступит в силу 28 апреля.
Антон Гусев, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP считает, что новая мера пресечения не является оправданным шагом, так как не понятно, каким образом следственные органы будут отслеживать и контролировать запрет на вождение, использование средств связи и интернета и другие ограничения при условии, что лицо не подлежит изоляции от общества. « По своему существу «запрет определенных действий» повторяет уже имеющиеся меры пресечения (например, ограничения при домашнем аресте, подписке о невыезде и надлежащем поведении). На наш взгляд, проблема существующих мер пресечения не в отсутствии нормативного регулирования порядка их избрания, а в правоприменительной практике и судебной системе, не обеспечивающей такого баланса», - комментирует Гусев.