Кудрин объяснил, где взять деньги на бюджетный маневр
Маневр, предлагаемый ЦСР, подразумевает перераспределение бюджетных средств на образование (+ 0,9% ВВП), здравоохранение (+ 0,9% ВВП) и инфраструктуру (+ 0,5% ВВП), пишет Кудрин. Таким образом, общее повышение трат по этим трем направлениям должно составить 2,3% ВВП. В течение трех–пяти лет реформа способна ускорять экономический рост на 0,5% ежегодно, а далее – на 1%. Если же произойдут "дополнительные институциональные преобразования", то прибавка составит и вовсе 1,5%.
"Увеличение налоговых ставок в течение ближайших шести лет мы считаем нецелесообразным, поскольку оно сдерживало бы динамику экономического роста", – подчеркивает Кудрин.
Тем не менее реформу нужно оплачивать: рост профильных госрасходов к 2024 году увеличится на 60–70%. При этом доходы федерального бюджета в трехлетней перспективе сократятся с 15,9% до 14,9% ВВП, расходы – с 18,0% до 15,7% ВВП, что означает выпадение более 2 трлн руб. Деньги ЦСР предлагает изыскивать несколькими способам: завершив налоговый маневр в нефтяной отрасли (+ 0,3–0,6% ВВП), отменив "избыточные" налоговые льготы и улучшив налоговое администрирование (+ 0,3% ВВП), сократив расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность (на 1% ВВП).
"Оптимизация ряда других расходов бюджета" принесет еще 0,3% ВВП. Кроме того, ЦСР продолжает продвигать идею постепенного повышения пенсионного возраста, ссылаясь на то, что это позволит "обеспечить рост пенсий на 30% реальном выражении и при этом сократить дотацию Пенсионному фонду".
Расходы и расширенного, и федерального бюджета сохранятся на необходимом уровне – не менее 34% ВВП и 16,5–17% ВВП, резюмирует Кудрин. Он допускает рост дефицита исходя из 0,5% ВВП на три года – за счет "аккуратной и последовательной приватизации и отчасти заимствований". Еще одна идея – смягчить бюджетное правило, повысив "цену отсечения" с $40 до $45 за баррель.