Законодательство
26 апреля 2018, 14:17

Одобрены правила пересмотра требований к бизнесу

26 апреля 2018 года на заседании проектного комитета правительства по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД) состоялось обсуждение финального проекта реформы. Обсуждался стандарт качества обязательных требований, который был разработан Минюстом.

Основная задача стандарта – установить связи между новыми рисками надзора и новыми нормативными актами, которые регулируют контроль бизнеса. Этот принцип и планируется реализовать в рамках риск-ориентированного подхода. Стандарт уже одобрен, но если выяснится, что разработка правил контроля затрудняет нормотворческую работу госорганов, его доработают уже в этом году.

До начала реформы каждый орган разрабатывал и внедрял механизм выявления факторов риска при контроле самостоятельно, но с учетом мнения правительства. Общих для всех правил синхронизации обязательных требований при проверках не существовало. Они разрабатывались по мере появления в том или ином ведомстве новых кадров и требований "сверху". Поводом для этого становились конфликтные ситуации или ухудшение работы ведомства. 

Заседание проводил Михаил Абызов, который курирует реформу от правительства. Об этом сообщает "Коммерсант".  

Документом определяется фактическая связь между разработкой и принятием решения об установлении отдельного требования и конкретным риском причинения ущерба и вреда. Часто мы говорим, что надо принять какое-то требование. Но как оно влияет на сокращение рисков и угроз? Этот документ данную цепочку восстанавливает.

Михаил Абызов, министр РФ 

Советник отметил, что критерии, которые установлены в стандарте Минюста, достаточно эластичны и позволят госорганам применять концепцию учета рисков при разработке новых регулирующих документов, которые в нем заложены, к практике конкретного ведомства. Хотя стандарт и выглядит "техническим", но он позволит не сохранять большие объемы устаревших и неактуальных сведений, которые приносят убытки на миллиарды рублей бизнесу и обществу, уточнил Абызов.  

Несмотря на положительные стороны, в документе имеются принципы устаревшего, избыточного и дублирующего обязательного требования. Будут пересматриваться все контрольно-надзорные требования, которые действовали до введения оценки регулирующего воздействия*, редкие законы, а также правила, к которым имеется различный подход в административной и судебной практике. В документе Минюста предполагается, что бизнес-сообщество может вносить предложения о пересмотре действующих законов и норм. Такого механизма юридически не существует, однако на практике деловые круги достаточно часто вносят подобные предложения.

* – комплекс мер по оценке социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования. Регулируется Постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 года № 83.