Инициатива регулирует, как будут рассматриваться споры между участниками рынка и естественными монополиями на услуги ЖКХ. О разработке нового документа сообщает издание «Коммерсант». По действующему тарифному законодательству споры о ценах на тарифы рассматривает центральный аппарат ФАС. Предметом рассмотрения обычно являются правильное определение размера экономически обоснованных расходов натуральных показателей. Это напрямую влияет на величину тарифов. До настоящего времени тарифное регулирование осуществлялось 18 актами правительства, которые отменит новый документ.
Процедура будет действовать для досудебного разрешения споров по тарифам на воду, электричество, присоединение к электросетям, услуги госмонополий и для других категорий дел между всеми участниками рынка – от тарифных служб до потребителей. Антимонопольщики, как и раньше, начнут рассмотрение дела, только когда одна из сторон спора подаст мотивированное заявление. Срок для его подачи также не изменится и составит три месяца с момента нарушения. В течение десяти дней служба примет решение об отказе или возбуждении дела.
Новеллой стали требования к ответчику предоставить письменный отзыв на заявление. Доводы в отзыве необходимо будет подтверждать доказательствами и ссылками на нормативную базу. Направить его надо будет в течение пяти календарных дней с момента получения уведомления о том, что делом займётся антимонопольная служба.
Также планируется установить единый срок для рассмотрения дел в ФАС. Теперь он будет составлять 90 дней. Сейчас он колеблется между 30 и 90 днями в зависимости от категории дела. Процедура рассмотрения еще неизвестна, так как регулятор не разработал и не согласовал с Минэком соответствующий регламент. В рассмотрении дела будет участвовать представитель Минэка, который, при невозможности личного присутствия, будет представлять свою позицию в письменном виде. Также можно будет привлечь специалистов из Минстроя, Минтранса, Минэнерго и других профильных ведомств.
Контролировать исполнение решения по-прежнему будет ФАС, за неисполнение станут штрафовать. Особо подчеркивается, что решения регулятора не должны приводить к изменению других тарифов, которые не рассматриваются в конкретном деле. Также планируется внести изменения в Налоговый кодекс и установить единую пошлину за рассмотрение всех дел, которые подведомственны ФАС.
Унификация рассмотрения споров стала частью работы по улучшению тарифного законодательства. Она была начата после того, как часть полномочий таможенников передали антимонопольщикам. Общее направление тарифной реформы будет изложено в законопроекте «Об основах госрегулирования цен (тарифов)», обсуждение которого завершилось в конце апреля 2018 года. Тогда бизнес негативно воспринял инициативу.
С текстом законопроекта "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" можно ознакомиться по ссылке.