В декабре 2011 года жительница Санкт-Петербурга Елена Попова была задержана по обвинению в организации несанкционированного мероприятия и оштрафована на 1000 руб. (ст. 20.2 КоАП), пишет "Коммерсантъ". Утверждалось, что она призывала других граждан выкрикивать лозунги "Россия без Путина" и "Голосуй – не голосуй, все равно получишь ...". Оспорить штраф ей не удалось.
Защита Поповой утверждает, что согласно ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободу мирных собраний не подлежит ограничениям, кроме тех, которые необходимы в демократическом обществе – например, в интересах общественного порядка или прав и свобод других граждан. По мнению российских властей, именно такие обстоятельства и имели место, а требование заранее уведомлять о проведении массовых мероприятий – это необходимое ограничение.
Однако КПЧ согласился с доводами заявительницы. Прежде всего российские суды рассматривали дело формально, никак не оценив, нарушал ли протест общественный порядок и утратил ли он мирный характер. Таким образом, наказание не было необходимым. Требование о предварительном уведомлении "не может быть самоцелью", тем более в случае со спонтанными демонстрациями. Государство "должно руководствоваться целью содействовать осуществлению данного права (на мирные собрания), вместо того чтобы стремиться избыточно или несоразмерно ограничивать его".
Россия должна выплатить Поповой компенсацию, возместить сумму штрафа и судебные издержки. Кроме того, ей "следует пересмотреть свои национальные законы в целях обеспечения их соответствия ст. 21 Пакта, в том числе в контексте спонтанных демонстраций", говорится в решении КПЧ.
Конституционный суд РФ в определении от 2012 года указал, что российские власти не вправе игнорировать акты комитета. Тогда же судьей КС Николаем Бондарем было заявлено особое мнение: роль КПЧ для России – сугубо наблюдательная, его позиция не должна вызывать "юридических последствий".