Законодательство
4 июля 2018, 9:30

Интернет-торговле могут навязать претензионный арбитраж

На рынке онлайн-ритейла может появиться механизм урегулирования споров между покупателями и продавцами. План мероприятий "Стратегии госполитики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" предусматривает подготовку соответствующих поправок в законы "О защите прав потребителей" и "О медиации".

Концепция этих поправок уже существует, пишет "Коммерсант". Разработчик – центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики фонда "Сколково". "Детали обсуждать преждевременно, поскольку в рамках концепции закладываются общие положения, возможные развилки регулирования", – комментирует Роспотребнадзор, чей представитель входит в рабочую группу.

Согласно концепции, электронные магазины, включая агрегаторов, обяжут подключиться к специальной платформе-посреднику или создать собственный аналогичный ресурс. Через него потребители смогут обратиться к продавцу с претензиями и замечаниями. Арбитрами выступят независимые эксперты, привлеченные сторонами.

Посредники будут работать возмездно, но кто и как оплатит их услуги, пока неясно. Потребителям оплачивать процедуру не придется. При этом "организационное, техническое и финансовое обеспечение платформ" должно осуществляться "лицами, их создавшими", сказано в концепции. Операторами площадки станут "частные лица".

Отрасль беспокоится, что придется скидываться – например,  финансировать новый сервис за счет средств, выделяемых на деятельность собственного претензионного отдела и контроля качества. Не все компании к этому готовы. Другое опасение связано с тем, что механизм коснется только национальных игроков, а это поставит иностранные магазины в более выгодное положение.