Законодательство
27 августа 2018, 8:30

Банкам придется объяснять отказы в обслуживании

Банки могут обязать информировать своих клиентов о причинах отказа в обслуживании. Соответствующее предложение Национального совета финансового рынка (НФСР) может войти в законопроект о защите добросовестных клиентов от попадания в черный список Банка России.

С июля 2017 года Центробанк рассылает по кредитным организациям черный список отказников. Туда попадают клиенты, которым было отказано в проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Физлицо или компания, числящиеся в списке, фактически лишаются возможности взаимодействовать с другими банками. С весны обжаловать включение в список можно сначала в самом банке, а потом – в межведомственной комиссии ЦБ и Росфинмониторинга.

Механизма реабилитации оказалось недостаточно, констатирует "Коммерсант": клиенты не всегда понимают, что вообще произошло, поскольку банк вправе не детализировать свое решение. Иногда тревога оказывается ложной – например, отключение дистанционного банковского обслуживания неравносильно отказу в совершении операции. По словам зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, только одна из 23 жалоб, поступивших в комиссию, подлежит рассмотрению.

Как правило, банки просто ссылаются на нормы закона, говорит замглавы НФСР Александр Наумов. Организация предлагает Минфину установить единый порядок уведомления клиентов о приостановлении операции. Информирование должно производиться оперативно – в день принятия такого решения.

Идею поддержал Росфинмониторинг, утверждают источники. Она может быть включена в законопроект, который готовит Минфин во исполнение поручения президента для исключения необоснованной блокировки банковских счетов, а также конкретизации порядка и основания принятия таких решений. Эксперты отмечают: если банкам придется давать развернутые ответы, то это окажется затратной для них процедурой.